Евразийский универсал

Новый поезд автоматически подстраивается под ширину колеи.
Китайский машиностроительный концерн CRRC представил прототип высокоскоростного поезда с изменяемой шириной колеи. Его сконструировали для трансграничных перевозок между китайской сетью железных дорог, в которых используется колея шириной 1435 мм и колея шириной 1520 мм. Последний стандарт принят в России, Монголии, Казахстане и других странах СНГ и Европы. Производитель надеется, что одним из первых направлений, куда назначат новый поезд, станет маршрут Пекин — Москва.
Машинист сможет менять расстояние между колесами на пограничных зонах, не поднимая вагоны для работы с ходовой. Автоматическое переключение с одного стандарта на другой произойдет буквально за минуту. Это позволит поезду продолжить движение по рельсам другой колеи без технических задержек.

Поезда, автоматически меняющие расстояние между колесами, уже применяется на Пиренеях. В Испании и Португалии есть парк поездов, которые могут автоматически переключаться между колеями 1435 мм 1668 мм (иберийский стандарт). Однако максимальная скорость движения европейских моделей ограничена — 250 км/ч. Поезд CRRC, в свою очередь, сможет разгоняться до 400 км/ч.

Ас из асов

Искусственный интеллект выиграл воздушный бой у пилота.
В финале конкурса AlphaDogfight Challenge, организованного Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), истребитель, управляемый искусственным интеллектом, в учебном бою на симуляторе победил профессионального летчика-истребителя с VR-гарнитурой.

По информации от владельца истребителя, компании Heron Systems, их робот прошел более 4 млрд симуляций, что соизмеримо с 12 годами карьеры профессионального боевого летчика.

За право сразиться с асом ВВС США робот Heron Systems прошел отборочный раунд, где соревновался с системами, разработанными в Лаборатории прикладной физики Джона Хопкинса, и другими андроидами частных компаний.

Антипарниковый кондиционер

Началось тестирование экологичной системы охлаждения воздуха Green Air.
В Германии корпорация Wabtec приступила к испытаниям первой железнодорожной системы кондиционирования воздуха Green Air, использующей натуральный экологичный хладагент R290.

В течение 12 месяцев Green Air будет работать в тестовом режиме на региональном поезде German Rail (DB). Оцениваться будут комфорт пассажиров, техническое обслуживание и экономическая эффективность системы при регулярной эксплуатации.

Эксперимент вызван климатической политикой ЕС. Хладагент R290 позиционируется как экологичное и относительно безвредное для окружающей среды вещество (оценивается по системе уровней воздействия на глобальное потепление климата GWP).

Ловушка для COVID

Поиск инфицированных коронавирусом автоматизируют.
Компания Nokia представила решение для автоматического определения повышенной температуры, предназначенное для выявления потенциальных больных вирусом COVID-19 в помещениях с тысячами людей. Система подходит для использования на вокзалах, станциях метро, аэропортах.

Искусственный интеллект оптимизирует и полностью автоматизирует процесс идентификации людей с повышенной температурой. Более того, он также может контролировать соблюдение людьми масочной политики в помещениях. Пока компания тестирует решение на собственных объектах, в том числе на заводе в Ченнаи (Индия).

Ранее в США уже продемонстрировали автоматизированную систему для диагностики потенциально инфицированных COVID-19 по кашлю. Точность обнаружения составила 97%. Но эффективной технология была в небольших помещениях.

Хозяин морей

Роболодки готовы работать в такси.
Сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) испытали беспилотные лодки-автоматы Roboat II, подходящие для транспортировки нескольких пассажиров. На тестах прототип автономно ездил по каналам Амстердама в течение 3 часов, а затем вернулся в исходную точку, отклонившись от нее всего на 17 см.

Roboat II перемещается автономно, используя алгоритмы, подобные тем, которые используются в беспилотных автомобилях. Инженерам удалось адаптировать их к водному транспорту: в воде выше сопротивление среды и инерция транспортного средства.

Кроме того, лодки Roboat можно соединять с помощью специальных креплений. «Сцепленные» устройства становятся единым организмом. Одно из них назначается ведущим и получает информацию о маршруте. Остальные ориентируются только на движение лидера, не зная о пункте назначения.

Roboat II имеет длину 2 м. Но лодки следующего поколения увеличатся до 4 м и смогут перевозить 4–6 пассажиров за один рейс.

Без препятствий

В Европе автоматизируют маневровые работы.
Немецкий концерн Knorr-Bremse и израильский стартап Rail Vision начали оснащение грузовых маневровых локомотивов SBB дистанционной маневровой системой для обнаружения препятствий. Пока испытания проходят на одном прототипе. Тест продлится до конца I квартала 2021 года.

Система собирает информацию с помощью электрооптических датчиков и контролирует на маневровой площадке появление любых потенциальных препятствий. Она автоматически обнаруживает и классифицирует объекты в радиусе 200 м в любое время суток и при любых погодных условиях. Также предусмотрено визуальное оповещение оператора или машиниста о возможных угрозах.

Решение позволяет оператору в одиночку обеспечить безопасность и оптимизировать выполнение проверок и техническое обслуживание железнодорожных вагонов и локомотивов.

Рыба к столу

Линия высокоскоростных поездов расширяет круг клиентов.
Японский железнодорожный оператор East Japan Railway Company (JR East) начал использовать высокоскоростные пассажирские поезда для перевозки свежей рыбы и морепродуктов. Груз, выловленный у побережья Исиномаки рано утром, отправили из Сендая в 10:41 и доставили в Токио в 12:48.

В начале года на маршруте Нииагата — Токио уже организовали перевозку фруктов, овощей и рыбы. Но тогда грузы перевозились в специальных контейнерах на незанятых пассажирами местах. На этот раз JR East выделил под перевозку груза отдельный вагон, который закрыт для пассажиров.

На решение железнодорожного оператора могла повлиять эпидемия коронавируса. К середине лета количество бронирований мест на поездах JR East снизилось на 79% по сравнению с прошлым годом. Такого слабого спроса не было с 1997 года.

Экологичный подрядчик

В Бельгии расчистят железнодорожные пути с помощью овец.
Оператор бельгийской железнодорожной сети Infrabel использовал 20 овец породы шармуаз для «регулирования уровня растительности» вдоль путей высокоскоростной линии HSL 3, идущей по территории Валлонии от Льежа до границы с Германией. Иначе говоря, овец «обязали» съесть излишек травы. Если эксперимент признают успешным, то число «подрядчиков» увеличат.

Infrabel уже привлекала для подобных задач животных в другой части Бельгии — Фландрии. В 2018 году 85 овец и 15 коз использовали для уничтожения сорняков возле железнодорожных путей в муниципалитетах Мехелен и Дилбек. Во время испытаний стадо контролировалось пастухом и двумя собаками и оставалось на одном участке в течение двух недель.

Не исключено, что решение привлечь овец в Infrabel «подсмотрели» у авиаперевозчиков. Так, международный аэропорт Чикаго О'Хара в США ранее использовал стадо из 30 животных, для «регулирования уровня растительности» на одной из частей аэродрома. Позднее опыт переняли некоторые другие аэропорты.