© 2018–2019 Train and Brain

Фэншуй на электрической тяге

Пока мы с вами обсуждаем цены на бензин, автовладельцев США, Норвегии, Швеции, Китая и других прогрессивных стран беспокоит емкость и скорость зарядки их автомобиля, а также количество мест, где можно это сделать.

Автор текста: Михаил Ермолаев

Центр притяжения


«Чтобы преодолеть путь в 1000 ли, нужно только время и постоянное движение», – говорит древний китайский философ Сунь-цзы. «И электрическая розетка», – добавляет современный китаец.

В 2016 году Китай, обогнав США, занял первое место в мире по количеству электромобилей и подзаряжаемых гибридов, или «новых энергоэффективных транспортных средств», как их называют в КНР. Лишь за три квартала 2018 года в Поднебесной было продано 726 тыс. электрокаров, что почти в 2 раза больше продаж 2017-го.


Baojun E100

китайский
мини-электрокар

Фото: f1linmax
В 2017 году в Китае было сосредоточено 44% всех зарядных станций в мире. В июне 2019-го их насчитывалось уже более 1 млн, что стало крупнейшей мировой сетью устройств для заряда электромобилей. Понятно, что на достигнутом китайцы останавливаться не планируют. К 2020 году в стране планируют построить 4,3 млн частных пунктов подзарядки, 500 тыс. общественных зарядных станций в городах и 850 скоростных заправок на основных автомагистралях.

Неудивительно, что одними из самых прогрессивных направлений инновационного движения стали апгрейт и создание новых аккумуляторов, увеличение их емкости, сохранение энергии и продление срока службы.

В июне профессор химической инженерии Хунаньского университета и руководитель исследовательских проектов компании «Фольта» Чжоу Сяопин объявил, что разработал технологию, которая может обеспечить пробег 300 км за 10 минут зарядки. Ее суть заключается в новом литийионном материале из низкоимпедансных ионных соединений. Он поможет не только сократить время зарядки, но и повысить ее безопасность.

Интересно, что чуть ранее точно такие же цифры (300 км за 10 минут) озвучивали в General Motors. Их идея заключается в использовании твердотельных трансформаторов для подачи 400 кВт электроэнергии непосредственно на транспортное средство. При этом американцы обещали коэффициент эффективности 96,5% от сети до автомобиля.

GM обещает начать продажу таких электрокаров в 2023 году. Китайцы тоже сослались на необходимость проведения большого количества тестов, прежде чем дать старт «революции быстрой зарядки». Зато уже сейчас в Поднебесной функционирует беспилотник HW-350, который выдерживает до 24 часов на одном заряде. Он самостоятельно диагностирует проблемы программного обеспечения и рассчитан на организацию систем экстренной телекоммуникационной связи для использования на высоте и под водой.


Китайский
электрокроссовер
JAC IEV7S

фото: открытый
источник

Бизнес на электрокаре

Правительство Китая начало инвестировать в электротранспорт еще в 2009 году, запустив программу New Energy Vehicles. Она включает в себя стимулирование покупателей электрокаров и гибридов, строительство зарядных станций, закупки электробусов, предоставление льгот стартапам, работающим в этой отрасли. Неудивительно, что львиная доля инноваций, идущих из Поднебесной, касается именно электрокаров.

Например, известный производитель Geely активно выводит на рынок новый кроссовер на электрической тяге. Это аккумуляторная версия известного П5, однако с множеством приятных примочек: голосовым управлением, беспроводной зарядкой для гаджетов, продвинутой климат-системой, панорамным люком и далее по программе – все, без чего не может жить современный потребитель. Новая модель «заполнит бак» на 80% за 40 минут от скоростной станции и обеспечит пробег от одного заряда 350–460 км. Такая модель с двигателем 160 «лошадей» обойдется гражданину Китая в 17 тыс. «зеленых» с мелочью.

В середине этого года в серийное производство поступил электрокар LSEV итальянско-китайской разработки. Он выдерживает всего 150 км при одном подзаряде с максимальной скоростью 70 км/ч. Основная «фишка» этого автомобиля в том, что он весь, кроме стекол, шасси и кресел, будет печататься на 3D-принтере. Машина собрана всего из 57 деталей (в обычной легковушке их не менее двух тысяч) и весит всего 450 кг. На разработку этой «малышки» ушло меньше года, а стоить она будет около 7,5 тыс. долл. Первые 5 тыс. экземпляров заказала итальянская почтовая компания Poste Italiane, еще 2 тыс. – международная лизинговая фирма Arval.

Правительство Китая поставило цель продавать 2 млн New Energy Vehicles к 2020 году, но уже сейчас он перевыполнен. 250 китайских компаний производят электромобили, еще около 500 собираются это делать. Скептики шутят, что скоро в Поднебесной просто кончатся розетки. Рынок пестрит самыми разными предложениями – от моделей, которые заявленными характеристиками полностью копируют Tesla Model S, до почти «карманных» вариантов с максимальной скоростью 45 км/ч и запасом хода 120 км стоимостью 2,5 тыс. долл.

Уже сейчас конкуренция на китайском рынке электромобилей описывается как критическая. Есть предложения всего за 1000 долл. Некоторые производители изобретают достаточно оригинальные рыночные решения. Так, компания JAC Motors из города Хэфей организовала таксопарк из автомобилей собственного производства. Половина машин в нем (около 1000 единиц) – электромобили.

Электромобиль
LSEV,
напечатанный
на 3D принтере

Фото:
@vinegretnauki


Давайте дружить розетками!

Поднебесная испокон веков славилась практичностью и минимализмом. Например, императоры династии Цин по умолчанию считали всех жителей планеты своими подданными. Так что, если в Китае не хватает розеток, почему бы не воспользоваться нашими? Белорусский завод «Юнисон» уже выпустил первую партию элетромобилей Zotye E200EV, которые китайцы намерены реализовывать на российском рынке. Это заднеприводной ситикар с запасом хода 220 км. На подходе еще одна модель – переднеприводной седан Zotye Z500EV, рассчитанный на примерно такой же пробег. Если проект пойдет удачно, модели будут стоить около 17 и 21 тыс. долл. соответственно.

Однако будет ли успешной китайская экспансия? Пока у нас нет ничего, что сделало бы электромобиль востребованным и экономически эффективным: ни госсубсидий, ни инфраструктуры, ни технологической базы. Даже пошлины на импорт электрокаров порой выше, чем на обычные авто. Главный отечественный проект электромобиля Lada Ellada разрабатывался 10 лет, а закончился пилотной партией в 100 экземпляров, из которых куплено было только три. Машина с запасом хода 150 км и стоимостью больше 1 млн руб. не вдохновила покупателей. На наших просторах пока удобно перемещаться только суперменам на Lada Kalina да медведям на роликах. Хочется верить, что только пока. Кто знает, чем обернутся российские возможности, умноженные на китайский креатив?

Электромобиль
Lada Ellada

Фото: LiveCars.Ru

Элетромобиль
Zotye E200EV

Фото:
rus-auto.ucoz.ru