Бизнес на электрокаре
Правительство Китая начало инвестировать в электротранспорт еще в 2009 году, запустив программу New Energy Vehicles. Она включает в себя стимулирование покупателей электрокаров и гибридов, строительство зарядных станций, закупки электробусов, предоставление льгот стартапам, работающим в этой отрасли. Неудивительно, что львиная доля инноваций, идущих из Поднебесной, касается именно электрокаров.
Например, известный производитель Geely активно выводит на рынок новый кроссовер на электрической тяге. Это аккумуляторная версия известного П5, однако с множеством приятных примочек: голосовым управлением, беспроводной зарядкой для гаджетов, продвинутой климат-системой, панорамным люком и далее по программе – все, без чего не может жить современный потребитель. Новая модель «заполнит бак» на 80% за 40 минут от скоростной станции и обеспечит пробег от одного заряда 350–460 км. Такая модель с двигателем 160 «лошадей» обойдется гражданину Китая в 17 тыс. «зеленых» с мелочью.
В середине этого года в серийное производство поступил электрокар LSEV итальянско-китайской разработки. Он выдерживает всего 150 км при одном подзаряде с максимальной скоростью 70 км/ч. Основная «фишка» этого автомобиля в том, что он весь, кроме стекол, шасси и кресел, будет печататься на 3D-принтере. Машина собрана всего из 57 деталей (в обычной легковушке их не менее двух тысяч) и весит всего 450 кг. На разработку этой «малышки» ушло меньше года, а стоить она будет около 7,5 тыс. долл. Первые 5 тыс. экземпляров заказала итальянская почтовая компания Poste Italiane, еще 2 тыс. – международная лизинговая фирма Arval.
Правительство Китая поставило цель продавать 2 млн New Energy Vehicles к 2020 году, но уже сейчас он перевыполнен. 250 китайских компаний производят электромобили, еще около 500 собираются это делать. Скептики шутят, что скоро в Поднебесной просто кончатся розетки. Рынок пестрит самыми разными предложениями – от моделей, которые заявленными характеристиками полностью копируют Tesla Model S, до почти «карманных» вариантов с максимальной скоростью 45 км/ч и запасом хода 120 км стоимостью 2,5 тыс. долл.
Уже сейчас конкуренция на китайском рынке электромобилей описывается как критическая. Есть предложения всего за 1000 долл. Некоторые производители изобретают достаточно оригинальные рыночные решения. Так, компания JAC Motors из города Хэфей организовала таксопарк из автомобилей собственного производства. Половина машин в нем (около 1000 единиц) – электромобили.