Четыре всадника прогресса

13 июня 2019 года при поддержке Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и РУТ (МИИТ) прошла встреча Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта». Приглашенным лектором выступил заместитель руководителя департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства Фонда «Сколково» по вопросам транспорта Кирилл Жанайдаров. Он рассказал об основных автотрендах и немного заглянул в будущее.

Автор: Варвара Фуфаева
Электрификация

Государство сегодня всячески поддерживает покупку электрических автомобилей путем предоставления разнообразных льгот и дотаций. Уже в этом году Volvo будет производить новые модели, отказавшись от двигателей внутреннего сгорания – только электромобили и гибриды.

Можно смело предположить, что в ближайшие пару лет стоимость топливного автомобиля сравняется с электрокаром, а потом последний станет еще дешевле, постепенно вытеснив «старичков» с рынка. По прогнозам экспертов, данный тренд поддержат и люксовые бренды. Например, Porsche в 2023 году собирается перевести половину модельного ряда на электропривод. Уже сейчас китайская корпорация BAIC объявила миру, что к 2025 году полностью откажется от производства автомобилей с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями, альтернативой которым станут электрические агрегаты. К тому же правительство Китая уже обещало запретить обычные автомобили в своей стране.

К 2025 году по всему миру предполагается появление около 80 марок подобных машин. Такое развитие отрасли положительно повлияет на время зарядки, которое должно составить около 15 минут. А чтобы понять масштаб планов автоконцернов и серьезность их намерений, достаточно сказать, что Toyota к 2030 году пообещала продавать 5,5 млн электрифицированных автомобилей, в том числе 1 млн электромобилей (EV) с нулевым уровнем выбросов: с питанием от аккумуляторов (BEV) или от водородных топливных ячеек (FCEV).

Одноместный электромобиль Volkswagen NILS EV

Беспилотный транспорт

Практически все автопроизводители разрабатывают машины без водителя либо инвестируют в беспилотные технологии. По прогнозам, к 2030 году беспилотный автомобиль станет привычным делом на мировых дорогах.

Сейчас существуют шесть классов (от 0 до 5) автономности вождения. Самый низший – с помощью функции автопилота разной степени «обученности», а самый высокий – водители, как и руль и педали, вообще не предусмотрены разработчиками.

К 2021 году такие компании, как AUDI, BMW, Volvo, Ford и Hyundai, пообещали выпустить авто с четвертым уровнем автономности, а уже к 2025-му мировые продажи машин с автопилотом составят 600 тыс. штук в год. По прогнозам экспертов, к 2029 году люди перестанут получать водительские права и будут перемещаться по делам, тратя время на себя и не следя за дорогой.


Беспилотный автомобиль Toyota Concept-i
Шеринговые сервисы

В конце 2018 года московский рынок каршеринга занимал второе место в мире после Токио. Это удивительно, если учесть, что русский менталитет предполагает, что все должно быть свое: и машина, и квартира.

Поколение миллениалов меняет текущую ситуацию и отказывается от привычных догм вслед за Европой. Так, согласно опросам Ford, 55% европейских водителей готовы поделиться за деньги своей машиной с незнакомцем. Ожидается, что в этом году произойдет консолидация рынка каршеринга в руках крупных игроков, а уже к 2020-му – ускорение роста с переходом на автономное вождение.

В 2021 году прогнозируется масштабное развертывание сервиса беспилотного райдшеринга – своеобразного аналога маршрутки. Это приведет к пересмотру автоконцернами внутреннего убранства автомобиля – больше внимания будет уделяться комфорту потребителей. Так что к 2025 году подобными услугами будут пользоваться уже 36 млн человек.



Московский каршеринг
Умная мобильность

Сегодня 7% от общего числа сотрудников компании Ford занимаются направлением умной мобильности. Скоро приоритеты изменятся и автопроизводители будут больше думать о цифровых сервисах, чтобы угодить пользователю, а удобный софт станет одним из ключевых факторов выбора авто.

К 2021 году эксперты прогнозируют появление большого количества IT-компаний, которые возьмут на себя управление операционными системами автономных транспортных средств. К тому же ожидается появление новых услуг умной мобильности, таких как диагностика и устранение неисправностей без участия владельца. Помощник в пути – сопровождающий, который расскажет о новостях, ситуации на дороге и сможет заранее забронировать место на стоянке. Умная зарядка позволит заряжать машину в дешевые часы. А сервисы удаленного управления авто, к примеру, помогут доставить вам товары из магазина без вашего участия.

Благодаря подобным услугам освободится существенная часть времени пассажиров, что будет способствовать росту потребления мультимедийного контента и информации. Предположительно, к 2030 году такое развитие событий позволит вывести тренд «умной мобильности» в область высокодоходного бизнеса, который превысит прибыль от производства и продажи автомобилей.



VW BUDD-e Concept