Сейф, утюг, большие окна

Туристу нужен специальный вагон
Круиз по железной дороге — это не просто путешествие из точки А в точку Б. Железнодорожному путешественнику нужны особые условия. О том, какие вагоны ему готов предоставить национальный перевозчик, рассказала первый заместитель руководителя департамента пассажирских перевозок
ОАО «РЖД» Елена Ракова.
— Железнодорожный туризм набирает обороты. Нужно ли создавать специальные вагоны, будут ли они загружены работой?

Создание специальных туристических вагонов является ключевой задачей для ОАО «РЖД» на сейчас и многие годы вперед. Инициатива, в том числе со стороны Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД», позволяет централизовать заказы на производство специальных вагонов, их передачу в коммерческую аренду и, конечно, обслуживание.

Сейчас холдинг «РЖД» и компании-перевозчики нуждаются в новом высококлассном подвижном составе, вагонах класса люкс и СВ с душем. Такие вагоны позволят предоставлять пассажиру полноценный сервис в формате «поезд-отель».

— Чем железнодорожный турист отличается от обычного пассажира, какие требования он предъявляет к подвижному составу, за какие услуги готов платить?

Российские железные дороги создают уникальные туристические продукты, предлагают различные варианты путешествий — от туров выходного дня до больших круизных программ в формате «поезд-отель».

Потребности у обычного пассажира и туриста разные. Туристу в железнодорожном путешествии, конечно, необходимы сервисы, особенно для длительных круизов.

Перечислю те сервисы, которые Российские железные дороги предоставляют в туристических поездах: душ в вагоне (или в купе), разнообразное питание, доступ в интернет и обширная мультимедийная программа, меню вагонов-ресторанов и вагонов-баров, отражающее гастрономические особенности регионов, по которым следует поезд, анимационная программа в пути.

— Разрабатывая железнодорожные туристические маршруты, вы наверняка изучали опыт перевозчиков из других стран. Что из этого опыта в части оборудования подвижного состава можно использовать у нас в стране?

Безусловно, изучение опыта международных туристических железнодорожных перевозок нами ведется постоянно.

Практически все ключевые отрасли экономики страны стремительно развиваются, идут в ногу с мировыми трендами и являются конкурентоспособными на мировом рынке. Поэтому говорить о простом заимствовании ОАО «РЖД» решений перевозчиков других стран не приходится.

Некоторые разработки встречаются как в зарубежных странах, так и у нас: к примеру, обзорный вагон, оборудование вагонов модульными душевыми кабинами, холодильным оборудованием, интернетом, точкой мультимедиа и т. д.

Ни у какого другого перевозчика во всем мире нет такого разнообразия туристических маршрутов и количества экскурсионных программ, как у нас. Мы идем своим путем, определяя критерии успешности формирования востребованных туристических железнодорожных маршрутов. Конечно, среди них важнейшее место занимает обратная связь пассажиров, из нее мы видим и потребности железнодорожных туристов.
— Турист рассматривает вагон как номер в гостинице. Будут ли туристические вагоны, как номера, оснащены сейфами для хранения ценных вещей, возможо ли предоставление такой услуги как стирка-глажка одежды туриста?

Думаю, вы давно не были в наших туристических поездах.
Уже несколько лет мы предоставляем нашим пассажирам сейфы для хранения ценных вещей, ими оборудованы практически все вагоны круизных поездов. Это бесплатная услуга. В ряде туристических поездов мы уже можем предоставить возможность самостоятельной стирки вещей в стиральных машинах и их глажки. Это также бесплатно. К примеру, в двухэтажном туристическом поезде «В Карелию» и в туристическом поезде «В Карелию на Поезде Деда Мороза» есть стиральные машины, утюги и гладильные доски.
— Вагоны какого типа сейчас используются для организации туристических перевозок? Проходят ли они доработку?

Практически все типы вагонов задействованы в туристических железнодорожных поездах. На дальние расстояния в турах выходного дня и в полноценных недельных круизных программах особой популярностью пользуются купейные вагоны с душем, СВ с душем, вагоны класса люкс. В отдельные поезда мы включаем вагоны-души.

При организации однодневных туристических программ пользуются спросом вагоны с местами для сидения, в том числе обзорный вагон.

Практически во всех туристических поездах есть вагон-ресторан, излюбленное место проведения времени в дороге у наших туристов. В отдельные поезда включаем и вагон-бар.

Наш флагман — туристический ретропоезд «Рускеальский экспресс» — получил семейный вагон с детской игровой зоной, а также новый вагон класса люкс с зоной отдыха пассажиров. Также в поезде мы обновили дизайн вагонов с фото купе.

Для туристического поезда «Уральский экспресс» были приобретены новые вагоны, а их интерьеры оформлены в стиле начала XX века, в деталях воспроизведена атмосфера старинных вагонов.

Мы стараемся практически в каждом туристическом поезде погрузить пассажира в атмосферу тех мест, куда он следует. Это касается не только интерьерных или экстерьерных решений в виде брендирования вагонов. Это может быть и определенное меню, и гастрономические сувениры, и правильно подобранная и обученная бригада поезда и аниматоров. Без людей, без нашей команды не будет создана незабываемая атмосфера путешествия!
— Есть ли у российских производителей разработки (хотя бы на уровне проекта) вагонов, предназначенных исключительно для туристов?

Конечно, всех секретов и планов как производителей, так и заказчиков раскрыть не представляется возможным, но можно рассказать, что в разработке такие вагоны, как СВ с душем класса «Комфорт +» и вагон СПА.
Ретровагоны для турпоездов
На разных вагоностроительных и вагоноремонтных заводах ведется модернизация существующих вагонов и выпуск новых вагонов с уникальным оснащением: пневмоподвеской для обеспечения плавности хода, модульными душевыми кабинами и др.

В конце мая Воронежский вагоноремонтный завод, филиал АО «Вагонреммаш», передал РЖД первый экскурсионный «обзорный вагон» без окон для поездок по видовым маршрутам. Еще два таких вагона будут готовы в самое ближайшее время. Первый «обзорный вагон» включен в состав туристического поезда на паровозной тяге «Ладожская Нерпочка», который с 3 июня курсирует в Сортавале по маршруту Сортавала (вокзал) — о. п. Валаамский причал.
Это мы уже видели
В 60-х годах прошлого века Тверской (тогда —- Калининский) вагоностроительный завод выпустил пробную партию двухъярусных вагонов САЗ-4000 со стеклянным куполом вместо крыши. Пол вагона пришлось сильно занизить, чтобы в габариты уместился второй ярус. Предполагалось, что на обоих ярусах будут только сидячие места, а сам вагон будет использоваться для туристических поездок продолжительностью не более одного дня в южных регионах страны. Дизайн вагона был революционным для СССР, хотя некоторые элементы, в частности конструкция купола, были схожи с аналогичными вагонами, эксплуатируемыми в США. Пробная партия, увы, оказалась единственной, стеклянный купол на жаре превращал вагон в парник, а адекватной системы кондиционирования тогда сделать так и не смогли. Единственный сохранившийся экземпляр сейчас находится в музее в Узбекистане.