Художник с компасом


На смену кульману и ватману в промышленном дизайне повсеместно пришли цифровые инструменты. Однако обусловленный введением санкций уход с российского рынка иностранных IT-компаний сказался на ассортименте доступных решений и сервисов, которые были в ходу у дизайнеров. Разбираемся, чему уже найдена замена, а что подыскать еще предстоит.

Елена Комарова
Точки САПРикосновения
«Российские разработчики создают отечественные решения для промышленного дизайна, часть продукции уже импортозамещена, — отмечают в Минцифры России. — Например, одной из популярных отечественных систем автоматизированного проектирования является «Компас-3D» от компании «АСКОН». При этом мы видим приток инвестиций в проекты российских разработчиков, относящиеся к промдизайну. Рассчитываем, что в ближайшие несколько лет на рынке могут появиться российские аналоги практически всех востребованных зарубежных продуктов».

Тяжелая артиллерия промдизайнера — CAD-системы. Здесь импортозамещению есть где развернуться.

CAD-системы, они же САПР, обеспечивают весь цикл проектно-конструкторских работ, от наброска до чертежа для сборочного цеха, и рассчитаны на коллективную работу десятков специалистов. Выбор из российских решений имеется.
В «Компасе-3D» можно разрабатывать объекты разных категорий, будь то электричка или перрон. Программа адресована и дизайнерам, и инженерам, и архитекторам, содержит встроенные библиотеки технических деталей и материалов. Подходит в качестве замены AutoCAD, Autodesk (Alias, Vred, Design, SketchBook Pro, Fusion 360), SketchUp Make, SolidWorks. К слову, Fusion 360 не умеет делать выноски на изометрии и плох при оформлении по ЕСКД, а в «Компасе» это все есть.

Вполне трудоспособен и отечественный T-FlexCAD для трехмерного проектирования, от моделирования сложных поверхностей до сборок, состоящих из десятков тысяч деталей. Модель, построенную в 3D, можно оформить в виде 2D-чертежа, причем в нем автоматически отображаются правки, внесенные в 3D. Есть возможность прямого чтения и импорта общепринятых форматов.

Разработчики платформы nanoCAD (модуль «Механика») утверждают, что специально сделали ее похожей на AutoCAD по интерфейсу, инструментам и функциям. В шаблонах указаны единицы измерения, форматирование и расчеты в соответствии с ГОСТом, и это удобно: чертежи и технические расчеты готовы для дальнейшей работы.
Доступны и западные аналоги AutoCAD с открытым исходным кодом: FreeCAD с его параметрическим моделированием, LibreCAD для 2D-моделирования, пакет 3D-моделирования SketchUp, BricsCAD для проектирования в машиностроительной отрасли, ZWCAD — инструмент проектирования от эскиза до изготовления продукции на станках с ЧПУ. Российская система ADEM, аналог SolidWorks, позволяет проектировать для станков с ЧПУ детали как для прототипов, например радиоуправляемых игрушек или беспилотников, так и для полноразмерных механизмов. Из плюсов — высокая детализация изделий, как того требует современное оборудование.
Ядро преткновения
В большинстве студий промышленного дизайна специалисты пока продолжают «сидеть на ресурсе» — на зарубежном ПО.

«Особых предпосылок для перехода на отечественный софт не было, всех все устраивало — есть софт, обучение, поддержка, обновления, обученные специалисты, налаженные бизнес-процессы, партнеры, работающие в этом же софте, — говорит Алексей Залата, главный инженер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. — Для крупного предприятия переход на другое программное обеспечение это достаточно болезненный, долгосрочный и дорогостоящий процесс. Поэтому решение о переходе уже само по себе очень рискованно для бизнеса и без серьезных предпосылок крайне нежелательно».

«Отсутствуют программы для качественной визуализации идей в 3D, отсутствуют CAD-пакеты 3D-моделирования в облачной среде с хорошим и понятным интерфейсом, — перечисляет преподаватель Академии "Высшая инженерная школа" РУТ (МИИТ) Николай Любавин. — Фактически нет 3D-программ для скульптинга, так как отечественные CAD-пакеты очень ограничены в возможностях поверхностного 3D-моделирования именно в нуждах дизайнера».

Профессиональное сообщество ждет появления у «Компаса-3D» опции сложной работы с поверхностями, как в Autodesk Alias. «В остальном мы опираемся на иностранный, в том числе свободно распространяемый софт», — признается Любавин.

«База есть, математические школы хорошие, программисты у нас крепкие, просто нужно, чтобы это заработало. Для нас, дизайнеров, основной принцип — эффективное управление поверхностями так, чтобы не программа нам диктовала, как это будет выглядеть, а чтобы мы диктовали программе, как это должно выглядеть, — говорит генеральный директор студии SmirnovDesign Сергей Смирнов. — Российский софт для CAD-систем не совершенен, но заменить пока нечем».

Смирнов убежден, что отечественные разработчики вполне способны создавать высокоэффективные модули. Необходима лишь мотивация со стороны государства, поскольку рынок промдизайна сам по себе нишевый и невелик по сравнению с другими отраслями.

Чем украшать будем
Акцент на нуждах промышленности потеснил ПО для обработки фото и видео на вторые роли. Аналоги решениям семейства Adobe Сreative Cloud планировались, но не так просто повторить продукт компании с капиталом $15 млрд, прибылью под $5 млрд годовых и штатом в 30 тысяч сотрудников. Однако и графическим, и видеоредакторам тоже найдутся заменители, если не отмахиваться от Open Source.

Вот некоторые аналоги линеек Adobe и CorelDRAW: Acrobat Pro DC — PDF24 Creator, ContentReader PDF. Векторные иллюстрации в Adobe Illustrator — Inkscape, Vectr, SVG-Edit, Gravit Designer. Верстка в Adobe InDesign — Scribus. Графический редактор Adobe Lightroom — Raw Therapee, Darktable, PhotoScape X, Photivo.

Российский AliveColors от «АКВИС» похож на Photoshop интерфейсом, однако часть привычных опций отсутствует. Сюда же можно отнести Krita, GIMP, Photopea, AliveColors. Procreate (правда, только для iPad). Нелинейный видеомонтаж Adobe Premiere Pro — Shotcut, OpenShot, Lightworks, HitFilm Express, Kdenlive, Edius, DaVinci Resolve, Wax. На роль аналога Premiere Pro претендует и Video Editor Plus от Movavi, правда, функционал устроит лишь начинающих дизайнеров.

Многопользовательский векторный онлайн-инструмент с открытым исходным кодом для дизайна интерфейсов, прототипов и дизайн-макетов сайта с открытым исходным кодом Figma конкурирует с Adobe XD, Sketch, InVision. Pixso — тоже инструмент для UI/UX дизайна из Гонконга, поддерживает импорт файлов Figma, Sketch, Adobe XD, Axure, но, в отличие от бесплатной версии Figma, которая позволяет создавать лишь три файла, Pixso дает доступ и к основным функциям.

Заодно может потребоваться и переселение на Linux, чтобы выжать максимум из связки GIMP\Krita\Scribus\Inkscape\FreeCAD\Blender, замещающей значимую часть необходимого дизайнеру функционала. Оплачивать сервисы для графического дизайна стало сложнее, но через VPN можно подобраться к изображениям, которые публикуются на основе лицензии Creative Commons Zero (CC0). Они доступны на бесплатных фотостоках типа Pixabay, RuPixel, Pexels, Gratisography, Unsplash, StockSnap, freepik, Flickr, их можно использовать в большинстве законных случаев.

Собираетесь создавать инфографику, презентации, креативы для соцсетей и рекламы? Обратите внимание на Crello (VistaCreate) и Supa — российские аналоги Canva с коллекцией шаблонов, аудиофайлов и анимаций. А за логотипами и хай-концептом обращайтесь к нейросетям.

Разработка ПО для дизайна в России — дело не новое. Значимую часть финансирования проектов по доработке имеющегося в распоряжении софта и созданию нового берет на себя бизнес, частные инвестиции в такие проекты сегодня превышают 155 млрд руб. Исходя из правительственной дорожной карты «Новое индустриальное программное обеспечение», доля использования российского индустриального ПО должна увеличиться с 41% до 58% к 2025 году, а спустя еще пять лет — достичь 90%
Алексей Залата, главный инженер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ:

«Российское ПО для проектирования есть и активно развивается — «Компас-3D», T-Flex, ADEM, nanoCAD и т. д. Конкурировать с зарубежными САПР сложно, но сейчас, когда есть запрос со стороны потребителей и нет реальных альтернативных сценариев, наиболее критичные функции внедряются в первую очередь, и с этим уже можно работать. С ПО для дизайна все гораздо хуже, его в мире не так много, а в России так вообще можно сказать нет».