Беспилотный полет фантазии


Автономный транспорт из фантастики превращается в реальность. Дроны, поезда, автомобили и катера уже могут перемещаться самостоятельно, без управления человеком. Новый тип транспорта требует новых образов, и их создатели готовы ответить на этот запрос промышленности. Интерес к беспилотникам предсказуемо велик у молодых дизайнеров — студентов и выпускников профильных вузов. Мы отобрали несколько их интересных проектов и попросили самих авторов прокомментировать свои работы.

Записала Анна Килимник
Макеев Вадим, выпускник магистратуры Школы Дизайна ВШЭ по предметному и промышленному дизайну

«Главная идея проекта — создание полностью автономного беспилотного общественного транспорта, в основном для межгородских сообщений. Было решено отойти от концепции многовагонных составов поездов, которые мы можем наблюдать сегодня, к небольшим капсулам. В нашей капсуле предусмотрено до четырех посадочных мест. В багажных отсеках для каждого пассажира есть ячейки, куда он может положить багаж. Остекление в капсуле представляет из себя систему из умных LED-панелей, на которые можно выводить любую информацию, поэтому в процессе поездки для каждого пассажира доступна цифровая развлекательная система, подключенная к госуслугам».
Хухрин Вадим, бакалавр факультета «дизайн средств транспорта» РГХПУ им. С. Г. Строганова

«Это мой дипломный проект, который я выполнял совместно с МАИ: разработка автоматизированного аэротакси вертикального взлета и посадки на электрической тяге. Это общественный транспорт, вместимостью до четырех человек, способный при этом перевозить средства личного передвижения — велосипеды, самокаты и т. д. При разработке мне необходимо было найти выгодное эргономическое решение посадки пассажиров и их взаимодействия с судном. В итоге у этого аэротакси сиденья сами выдвигаются из корпуса и задвигаются обратно, потому что для проектов общественного транспорта инклюзивность первостепенна. При этом учитывается важность кругового обзора, чтобы у пассажира не складывалось ощущение нахождения в "консервной банке"».
Гутковская Ксения, студентка второго курса факультета «дизайн средств транспорта» РГХПУ им. С. Г. Строганова

«Это было учебное задание: "Создание эскизно-проектного предложения сверхлегкого летательного аппарата — конвертоплана". Среди технических данных были уточнения, что это авиатакси, рассчитанное на двух пассажиров, и что аппарат не предусматривает управление пилотом. Я решила идти по принципу "от интерьера к экстерьеру". Сделала несколько эскизных предложений. На одной из встреч с представителями МАИ, которые сотрудничали с нами в этом проекте, мне предложили сделать одноместный вариант данного транспорта. Я и дальше в первую очередь думала о пассажире — о том, как сделать, чтобы внешний вид транспорта внушал человеку уверенность в беспилотном летательном аппарате, безопасность, эстетическое удовлетворение и новизну».
Романова Марина, выпускница факультета «дизайн средств транспорта» РГХПУ им. С. Г. Строганова

«Нам было предоставлено техническое задание — сделать дизайн беспилотного промерного судна, предназначенного для того, чтобы мерить глубину рек. Была уже готовая техническая база, а интерьер и экстерьер разрабатывались с нуля. Это транспортное средство работает на водородном топливе, что задавало определенные ограничения в дизайне — нужно было уместить достаточный запас топливных баллонов на самом судне. При этом оно небольшого размера. Поэтому хотелось его сделать внешне достаточно убедительным. Этот проект изначально был больше для реальной жизни, чем для внедрения каких-либо новаторских идей. Так что думаю, реализация этого проекта возможна в ближайшие пять лет».
Николай Коноплев, студент второго курса факультета «дизайн средств транспорта» РГХПУ им. С. Г. Строганова

«В качестве учебного задания нужно было смоделировать беспилотное гоночное транспортное средство, обязательно с двумя колесами. При этом не имело значения, для какой отрасли оно проектировалось, важна была целостность и проработанность объекта. Ближайший аналог двухколесного транспортного средства — это мотоцикл. Если у него убрать седло, руль и рычаг переключения передач, останется только два колеса и рама с двигателем, что дает возможность сделать дизайн практически любым. В центре рамы я сделал отверстие и поместил туда ядерный мини-реактор. Конечно, я понимаю, что в реальности такое воплотить невозможно, но задание предполагало свободу фантазии».