Нечеловеческий фактор

Как беспилотные технологии повлияют на дизайн средств транспорта
В 1960 году в Москве выпустили диафильм с предсказаниями о том, каким будет мир к 2017 году, то есть 100-летию Октябрьской революции. Попадание оказалось неточным. Плотину через Берингов пролив, по которой мчатся атомные поезда, не построили. Полеты к альфе Центавра на фотонных ракетах не стали явью. А вот появление интернета и мобильных телефонов авторы диафильма предвидеть не смогли: у них свежие новости потомки узнают из бумажных газет и вовсю пользуются дисковыми настольными аппаратами. Редакция Train&Brain тоже решила заглянуть в будущее и представить, как повлияют беспилотные технологии на дизайн различных транспортных средств — поездов, трамваев, самолетов и, конечно, автомобилей. Впрочем, за достоверность прогнозов ручаться не беремся.

Сергей Шерстенников

Комната на колесах

Дизайнеры — люди подневольные. Так считает Степан Пьяных, промышленный дизайнер, сооснователь студии vosq.design. Он напоминает, что любая работа, связанная со средствами транспорта, как минимум ограничена законодательством.
«Переход автомобилей на автопилотирование повлечет за собой массу изменений, но не быстро. Индустрия зарегулирована, и пройдут годы, прежде чем на дороги пустят первую машину без ветрового стекла, даже если практической пользы от стекла к тому времени уже не будет. Борьба производителей за право устанавливать компактные видеокамеры вместо классических громоздких боковых зеркал заднего вида в США растянулась на десятилетие», — говорит Степан Пьяных.

Отказ от ветрового стекла — не красивый образ, а перспектива, к которой подталкивает логика развития событий. «Стекла, по большому счету, архаизм, — считает Евгений Маслов, шеф-дизайнер ТМХ (АО "Трансмашхолдинг"). — Стеклянные поверхности — это теплопотери и большая уязвимость с точки зрения безопасности. Стекла дают ощущение пространства, но ничто не мешает заменить их панелями, которые будут отображать все, что происходит за бортом, равномерно светиться, показывать кино или выполнять сходную функцию».
«Автопилотирование принципиально изменит планировку интерьера автомобиля, — развивает мысль промышленный дизайнер Святослав Саакян, глава SaakyanDesignStudio. — Если мы убираем руль и педали, автомобиль превращается в комнату на колесах, которая едет по заданному маршруту. Хочешь — спи, хочешь — работай, хочешь — смотри кино, хочешь — общайся. Люди будут сидеть друг напротив друг, визави, — так удобнее разговаривать».
Но вернемся в будущее. К свободной компоновке, по мнению Святослава Саакяна, подтолкнет повышение уровня безопасности поездок. Если беспилотные машины будут «видеть» друг друга за сотни метров и заранее предупреждать о своих «намерениях», то риск их столкновений сведется к минимуму, а движение автомобилей станет плавным и равномерным, что даст возможность отказаться от ремней безопасности и перемещаться по салону во время движения. Мы же ходим в самолетах и поездах, а в них скорости больше автомобильных.

Правда, Юрий Черненко, директор Центра стиля ФГУП «НАМИ», напоминает, что беспилотность автотранспорта «не проявится одномоментно», она будет оказывать на дизайн постепенное влияние, сдерживаемое разными факторами.

Но он соглашается, что рулевое колесо исчезнет: скорее всего его заменит джойстик, который будет появляться в ситуациях, когда потребуется вмешательство человека, например на бездорожье.

Юрий Черненко также полагает, что пропадет комбинация приборов в привычном виде: информация будет выводиться на дисплей, видимый всем участникам поездки. Исчезнут физические рычаги, клавиши и крутилки: управление постепенно станет бесконтактным, голосом или жестами. «Однако человек плохо контролирует жесты, что приводит к ошибкам распознавания, скорее нейросеть начнет читать мысли», — заочно дискутирует сам с собой Святослав Саакян.
«Но, — продолжает Юрий Черненко, — некоторые привычные нам вещи будут прежними. Пассажиры останутся сидеть друг за другом, это оптимальное с точки зрения комфорта и безопасности решение для машин, где пространство, отведенное на каждого ездока, ограничено».

В больших и дорогих беспилотных автомобилях станут применяться схемы с вращающимися креслами, позволяющими сесть друг напротив друга, «однако так будет далеко не в каждой модели».

Плюс электрификация

Развитие беспилотности идет параллельно с другим процессом — переходом автомобильного транспорта на электрическую тягу. Отсутствие выхлопной трубы — «нулевой уровень выбросов» — не единственное достоинство электромобилей. Для дизайнеров более важно, что в электромобилях нет большого и практически неделимого блока, состоящего из двигателя внутреннего сгорания, коробки передач и механических приводов, ведущих к колесам (подробнее об этом читайте в материале «Мотор меняет облик»).
Электромоторы намного компактней, могут располагаться прямо на осях, а коробка передач им вообще не нужна, что расширяет спектр компоновочных решений.
Но Юрий Черненко полагает, что на компоновочные решения влияние оказывают не только расположение силового агрегата, но и требования безопасности, которые со временем станут только жестче. А выступающая передняя часть служит при аварии зоной программируемой деформации, за счет которой гасится энергия удара.

Святослав Саакян, признавая, что беспилотность вкупе с электромобильностью дают возможность компоновать машины по принципу «комнаток на колесах», тоже считает, что процесс изменения формы и содержания будет небыстрым: «Слишком смелую машину дизайнеру не дадут запустить в производство. У потребителей есть предел стремления к новизне».

Пределы новизны

«Это мы только любим говорить, что любим все новое. На самом деле, все мы консервативны в восприятии инноваций, — говорит дизайнер Степан Пьяных, — Раймонд Лоуи, один из столпов мирового промышленного дизайна, еще в середине XX века сформулировал принцип MAYA, Most Advanced, Yet Acceptable. Согласно ему, самая яркая новинка, если ее создатели претендуют на успех, должна оставаться приемлемой для покупателей. Слишком продвинутый товар, завернутый в непонятную упаковку, люди не поймут, даже если он лучше своих аналогов».
Сама идея беспилотности будет какое-то время пугать пользователей.
Святослав Саакян напоминает, что первые паровозы несмотря на то, что управлялись людьми, считались дьявольскими машинами: люди в страхе разбегались — настолько непривычной казалась конструкция.

Евгений Маслов в свою очередь приводит в пример забавные попытки добавить традиционности облику первых самодвижущихся экипажей — некоторые из них украшали деревянными головами лошадей для придания сходства с типичным транспортом той эпохи.
«В автомобилях будущего такой головой лошади могут выступать фары. Системам автопилотирования классические световые приборы могут быть и не нужны — лидары, радары и ультразвуковые датчики позволяют ориентироваться с помощью волн невидимого спектра, но фары требуются окружающим», — считает Евгений Маслов.

Со временем количество светотехники будет уменьшаться. В числе первых исчезнут поворотники. «И вовсе не по той причине, что ими мало кто пользуется, — говорит Евгений Маслов. — При работающем интерфейсе "машина-машина" необходимость предупреждать друг друга такими архаичными методами, как световые сигналы, отпадает». В самом деле, на самолетах же нет поворотников — они видят друг друга и траекторию полета благодаря другим приборам.

Промышленный дизайнер Никита Войтенко, обладатель премии Red Dot, полагает, что доверие беспилотный транспорт завоюет без посторонней помощи — за счет своей точности и безаварийности. В Дубае ходят вагоны метро без машинистов и никого не удивляют. Такой же беспилотный транспорт, как лифт.

Место действия

«Беспилотный транспорт требует определенной инфраструктуры. Понятно, что она появится не везде и не сразу, поэтому практически неизбежным станет деление на зоны. Например, в центральную часть больших городов станут пускать только беспилотные машины, поскольку машины, управляемые людьми, менее предсказуемы в своем поведении, — рассуждает Степан Пьяных. — И напротив: там, где нет нормальных дорог, за рулем останутся обычные водители, а беспилотники будут выбиваться из общей картины так же, как они выбиваются сейчас».
По этой причине рельсовый транспорт будет быстрее подвергаться автоматизации, чем колесный, поскольку изначально требует обособленной инфраструктуры.
Никита Войтенко считает фактор обособленности важным в плане дизайна. Автомобиль должен учитывать вероятность столкновения с человеком, городской трамвай тоже, а вот самолет нет. Люди не должны стоять на пути движения этих транспортных средств. В дизайне скоростных поездов надо учитывать сугубо практические вещи, прежде всего аэродинамику, а для внешнего вида трамвая важнее соответствие городской эстетике.
«Представьте, на Садовом кольце в Москве будут снова цвести сады, — фантазирует Евгений Маслов. — Какими должны быть трамваи для такого маршрута? Возможно, с прозрачным потолком. С площадками обозрения спереди и сзади. Не знаю, как вы, а я в детстве любил два места в автобусе или троллейбусе: рядом с водителем, чтобы смотреть вперед, или на задней площадке, там тоже классный обзор. Городской общественный транспорт станет напоминать прозрачные капсулы, которые будут передвигаться бесшумно, — трамваи уже сегодня могут как бы парить над травой, в которой уложены рельсы».
Беспилотность, по мнению Никиты Войтенко, избавит дизайнеров от необходимости учитывать фактор обзорности для водителей, машинистов и пилотов. Для самолетов эта тема особенно важна. Вспомним пару единственных гражданских сверхзвуковых самолетов: советский Ту-144 и французский «Конкорд». У обеих машин был подвижный нос-клюв со сложной системой привода только для того, чтобы экипаж видел полосу аэродрома. Сверхзвуковому беспилотнику подвижный нос не требуется.

«Возможно, — предполагает Никита Войтенко, — в передней части беспилотных пассажирских самолетов будут располагаться самые дорогие "видовые" места. Не исключено, что они будут сделаны на месте кабин тех бортов, что уже летают».

А почему нет? Посмотрите на дизайн современных пассажирских лайнеров. Они почти не отличимы от тех, что были в 1960 году, когда был выпущен диафильм про фотонные ракеты и летающие станции управления погодой.

Между тем не меняя формы, современные самолеты почти дошли до беспилотности: большую часть полета обходятся без помощи человека.

Запрос на беспилотность

«Парадоксально, но идея беспилотности — она из прошлого, а не из будущего, — говорит доктор-инженер Юрий Постников, глава немецкой компании Partisan Motors. — Я живу в Магдебурге. Мой сосед, дизайнер концерна Volkswagen, работает в Вольфсбурге. До пандемии он каждый день ездил в другой город: 80 км туда, 80 км обратно. Наверное, тогда он мечтал о том, чтобы его машина могла перемещаться в автономном режиме. Но сейчас сосед появляется на работе раз в месяц. Ему не нужен беспилотник. Люди в целом стали меньше ездить. Развитие технологий снизило потребность в перемещениях. Раньше ты лично посещал банк, сегодня решаешь подобные вопросы, не выходя из комнаты. Беспилотность скорее будет востребована при доставке грузов, например контейнеров».
С такой позицией не совсем согласен Евгений Маслов, который считает, что запрос на беспилотность индивидуальных транспортных средств существовал в ту пору, когда поездка из одной деревни в другую считалась важным событием, и приводит в качестве примера сказку «По щучьему веленью». На чем ездит Емеля? На печке. Теплой лежанке с голосовым управлением, которая еще и пироги умеет печь. Это ли не мечта?
Дизайнер Владимир Ярцев — в свое время он создал облик ВАЗ-2110, а сейчас живет в Европе и сотрудничает с автомобильными тюнинг-ателье — полагает, что в исчезновении обособленного места водителя внутри пассажирской капсулы нет ничего радикального. Это всего лишь возврат к истокам: современным автомобилям предшествовали кареты, а в каретах место возницы находилось за пределами салона. И во многих автомобилях начала XX века комфортные условия полагались лишь пассажирам: водитель сидел практически на улице, открытый всем ветрам.

Для того, чтобы беспилотный транспорт на первых порах не пугал пользователей своей «неуправляемостью», дизайнеры предлагают разные решения: размещать в салоне панели с данными о поездке, они будут внушать чувство контроля над ситуацией, проводить социальные рекламные кампании из серии «беспилотный транспорт — это безопасно» и даже устраивать гонки беспилотных автомобилей, чтобы показать, насколько уверенно они чувствуют себя в сложной обстановке.