Дорожное движение
Автопроизводители сегодня также проявляют решительность. Казалось, совсем недавно, в 2014 году, на рынке появился первый серийный автомобиль данного типа - Toyota Mirai. А сегодня почти все крупные концерны (Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan, Daimler и др.) уже представили модели на водороде. По подсчетам аналитиков НРА (High Performance Analytics), уже по итогам 2021 года в мире было продано более 11 200 водородомобилей.
Также развивается сегмент водородобусов. Самый активный спрос на них пока в Китае (продано порядка 1000 в 2021 году). Тем не менее пока автопроизводители скорее «столбят» рынок. Из-за отсутствия инфраструктуры пользоваться водородными автомобилями потребителям сложно.
В целом, по оценкам Rystad, даже при бесплатном водородном топливе средняя стоимость владения Toyota Mirai на километр превышает на 30% стоимость поездок на Tesla M3 на 10–16 тыс. км.
Стоимость моделей также несопоставима. Для сравнения: Toyota в 2021 году начала реализовывать модель Mirai за 50 тыс. долл. Еще 20 тыс. долл. субсидируется правительством Японии. В то же время близкие по характеристикам модели электрокаров — Kia Niro, Nissan Leaf, Chevrolet Bolt — сегодня реализуются в диапазоне 30 тыс. долл. без всяких субсидий.
Сами концерны делают ставку в первую очередь на электромобили. Для сравнения: по данным IEA, прода-
жи электрифицированных машин в прошлом году выросли более чем вдвое — с 3,1 млн до 6,6 млн штук.