Четвертая смена поколений

Электропоезд «Иволга» хорошо знаком пассажирам МЦД: современный, с плавным ходом, он изначально проектировался и создавался как российский городской электропоезд. Однако инженеры Тверского вагоностроительного завода (входит в ТМХ), где делают этот поезд, не останавливаются на достигнутом — уже готовится к производству четвертая версия «Иволга 4.0», способная перевезти большее число пассажиров.

Евгений Стрельцов
«Большое внимание мы уделяем безопасности и комфорту поездок — такую задачу поставил мэр Москвы, поэтому пассажиров в столице перевозит самый современный на сегодняшний день транспорт российского производства. Хочется, чтобы как можно больше людей могли поближе познакомиться и оценить поезда, которыми мы гордимся, — "Иволга 3.0" и "Москва-2020". Именно эти вагоны будут встречать гостей на одной из площадок Московского урбанистического форума 2023 года — выставке "Станция Манеж"».

Максим Ликсутов
Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта
В июле, накануне Московского урбанистического форума, в самый центр столицы, на Манежную площадь, привезли вагон современного российского поезда «Иволга 3.0». Он, как и вагон метропоезда «Москва 2020», стал частью выставки «Станция Манеж».
«Иволга 3.0» заслуженно стала экспонатом выставки. Ее техническая «начинка» соответствует современному дизайну. Эти поезда визуально радикально отличаются от привычных «электричек» даже самых новых серий.

Этот поезд создавался специально для эксплуатации на Московских центральных диаметрах (МЦД). Первые две модели («Иволга 1.0» и 2.0) эксплуатируются на МЦД-1 «Одинцово — Лобня» и МЦД-2 «Нахабино — Подольск». «Иволга 3.0», которая с прошлого года выходит на маршруты МЦД, стала следующим шагом в развитии модели, главная новация в ней — тотальное импортозамещение.
С 2022 года 97% комплектующих поезда производятся на более чем 600 отечественных предприятиях. Суммарно на них трудится более 27 тыс. человек. Система управления и программное обеспечение электропоезда «Иволга 3.0» полностью спроектированы и произведены в РФ. Основные принципы и подходы по системе управления заимствованы с решений, зарекомендовавших себя на серийных электровозах производства «Трансмашхолдинга».
За счет технического обновления улучшились и характеристики. Так, теперь смена направления движения возможна за одну минуту. Ускорение поезда увеличилось на 10% — до 1,0 м/с², а скорость на 30% — до 160 км/ч. В «Иволге 3.0», по сравнению с предыдущей версией, увеличено количество мест для сидения — на 50 (теперь их 718 во всем поезде), появились разъемы для зарядки Type-C — 712 шт. на состав (кстати, традиционные USB-розетки тоже остались — их 888). Наконец, в головных вагонах появились розетки для зарядки электросамокатов.

Над дизайном новой модификации электропоезда работали специалисты Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.

«Одной из задач наших дизайнеров было создать людям хорошее настроение. Мы выбирали новую цветовую гамму из светлых, желтых тонов, которая создавала бы радостную атмосферу и соответствовала этому чудесному названию "Иволга" — птица радости. В нашем поезде люди чаще едут рано утром и когда возвращаются с работы, то есть мы должны создать для них позитивный эмоциональный настрой, который будет встречать их утром и провожать домой вечером. Мы очень внимательно отнеслись к цветовой гамме интерьера, специально спроектировали текстуру, которая бы подчеркивала ткань сидений, ее характеристики и качество», — говорил в интервью газете «Аргументы и факты» шеф-дизайнер «Трансмашхолидинга» Евгений Маслов.
Начиная с четвертого квартала этого года Тверской завод будет собирать следующее поколение поезда — 4.0. Он сможет брать на борт больше пассажиров, чем нынешняя модель, а чтобы ускорить высадку и посадку, каждый вагон будет оборудован не двумя, а тремя дверьми.

«Поезда серии "Иволга" — один из лучших примеров успешного импортозамещения. В сборке используются преимущественно отечественные детали и оборудование. Поэтому, отдавая предпочтение "Иволге", мы не только заботимся о комфорте пассажиров, но и обеспечиваем российских машиностроителей стабильным заказом на десятилетия вперед», — написал в своем личном блоге мэр столицы Сергей Собянин, комментируя появление нового поколения поездов.