«Наставничество — это встречный обмен идеями»


Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская объясняет, почему сдержанность в дизайне — это хорошо.

Алексей Харнас
Дизайн — это попытка угадать настроение потребителя, его сегодняшний запрос. Работа дизайнера — это по определению попытка угнаться за быстро меняющимися трендами. Кого вы предпочтете взять на работу: опытного специалиста или вчерашнего выпускника без опыта, но который, как губка, впитывает идеи из окружающего мира?

Нельзя склоняться к той или другой крайности. У опытного специалиста уже есть понимание того, что нужно заказчику, иначе говоря, понимание того, что человек захочет купить. Знаете, безбашенность дизайнера в создании продукта тоже не нужна, клиент в определенной мере консервативен и просто не купит то, что выходит за рамки его представлений о прекрасном, каким бы революционным не был новый продукт. И, действительно, когда мы начинали свою работу, старались брать специалистов с опытом. Но сейчас нам нужны молодые дизайнеры, у которых горят глаза, которые готовы к смелым экспериментам и не боятся собственных ошибок. Прорывных идей можно ждать скорее от них. Просто нужен разумный баланс в команде. Будущее — это ведь компиляция: 20% чего-то радикально нового и 80% — идеи, уже проверенные временем.
То есть молодому специалисту без солидного портфолио самостоятельно разрабатывать проект не дадите?

Напротив. С удовольствием дам проект, чтобы разрабатывал с нуля. Но под контролем опытного специалиста, который всегда сможет дать совет, приземлить фантазии на реальные технологические возможности. Это нормальная практика наставничества, которая должна быть в любом творческом коллективе, студия дизайна не исключение. Наставничество не подразумевает, что молодые специалисты учатся у бывалых мастеров, это встречный процесс обмена знаниями и идеями.

Технологическая независимость и возрождение собственного машиностроения — в актуальной повестке. Стоит ли российским промдизайнерам тоже искать свой, суверенный путь или лучше ориентироваться на мировые тренды?

Мы, разумеется, изучаем все современные тренды дизайна в транспортном машиностроении и не только. Нам важно понимать, в каком направлении движется мировая дизайнерская мысль, поскольку наши заказчики — это компании-экспортеры. Другое дело, что у каждого бренда должен быть свой узнаваемый образ, своя ДНК, которая создается во многом руками промдизайнеров. Это и есть наша задача — создать элементы этой ДНК, по которым будет видна родовая принадлежность всей продукции. Кстати, это касается не только транспортного машиностроения: мы работаем и в других сферах, скажем, недавно представили дизайн кабины лифта для МЭЛ, еще одна наша разработка — дизайн новой линейки бытовой техники для марки Kitfort.
В сегодняшних условиях какой путь более продуктивен для создания промышленного дизайна: формирование на предприятии собственных профильных отделов со специалистами, досконально знающими производство, или работа центров компетенции, крупных дизайн-бюро, обслуживающих разных производителей техники?

Все зависит от масштаба бизнеса. Автомобильной компании, которая ежегодно обновляет модельный ряд, конечно, целесообразно держать собственное дизайн-бюро. Хотя, как показывает мировой опыт, и крупные автоконцерны успешно сотрудничают с независимыми студиями. Так, бюро Pininfarina разработала для марки Ferrari не один спортивный автомобиль. В железнодорожном же машиностроении обновление моделей происходит не так быстро, вагоны и локомотивы служат по 25 лет и более. Машиностроителям выгоднее заказывать разработку новой модели специализированному бюро вроде нашего, которое знает современные тренды, имеет весь необходимый для проектирования инструментарий, а главное — высококлассных специалистов.
Ваши заказчики — предприятия с историей. Есть у них секретные хранилища с дизайнерскими разработками прошлых лет, которые можно доработать и пустить в дело?

Часто новое — это хорошо забытое старое. А если серьезно говорить, конечно, мы стараемся изучать архивы предприятий. Это интереснейшее наследие, там есть, чем вдохновиться и чему поучиться.

На рынке труда есть молодые, талантливые дизайнеры?

Да! Есть те, кто не просто умеет рисовать, а кто чувствует тренды, в ком, без сомнения, есть талант. Им нужен хороший наставник, который даст таланту развиться, но научит оглядываться в творчестве на реалии рынка, на требования заказчика. Все же дизайнер — не вольный художник, он часть большой производственной цепочки, ее креативное звено. Мы это понимаем, как никто.