«Ни одна технология не может полностью передать эмоциональное чувственное начало»


Арсений Киселев, заместитель заведующего кафедрой промышленного дизайна СПГХПА им. А. Л. Штиглица, о мотивировке студентов, импортозамещении в сфере дизайна и российской дизайнерской школе.

Анна Килимник
Как изменилось преподавание на кафедре за время ее существования?

Наша кафедра является одной из старейших в стране — первый выпуск дизайнеров в сфере транспорта был в 1954 году. Что касается изменений, то нужно понимать, что сама профессия дизайнера появилась как ответ на запрос человечества на гуманизацию предметов промышленного производства, она наполовину гуманитарная, наполовину техническая. Появились новые технологии и цифровое моделирование, но базовая работа с формой остается, потому что человек как был тактильным существом, таким и остался. Новые технологии могут ускорить процесс проектирования, могут снять часть монотонной работы, но ни одна технология не может полностью передать эмоциональное чувственное начало.
Вы сказали, что человек не меняется. А меняется ли студент?

Если говорить о последних тридцати годах, то меняется не столько студент, сколько его целеполагание. В 2000-х, даже в 2010-х часто можно было услышать: «Что ты будешь делать? Где ты будешь работать?», потому что в стране вроде как не было производств, где может пригодиться промышленный дизайнер, по крайней мере большинство абитуриентов и их родители не рассматривали это направление как перспективное. Сейчас ситуация принципиально другая, и ребята, когда идут учиться на кафедру промышленного дизайна, понимают, что они будут трудоустроены зачастую уже на старших курсах.

Кто эти ребята, которые приходит к вам учиться?

К нам поступают как после художественных училищ, так и после общеобразовательных школ. Однако вступительные экзамены на нашу кафедру сложные, пройти их человек без подготовки не может. Некоторое время назад в качестве одного из экзаменов у нас появилось собеседование по портфолио. Абитуриент должен подготовить портфолио, чтобы показать, как он рисует в разных техниках и что он может эскизно проектировать. Но главное — как он мыслит. Потому что технике рисования можно учить, но у человека должна быть предрасположенность к придумыванию чего-то нового.

Портфолио — серьезный труд, и на этапе его создания человек и принимает решение, точно ли он хочет поступать именно к нам или не совсем в этом уверен. Из творческого портфолио видна не только подготовка абитуриентов, но и его мечты, амбиции. Поэтому поступающие к нам достаточно мотивированы, и отсев студентов по причине ухода в академический отпуск, отчисления или перевода на другие направления практически сократился до нуля.
В какой сфере чаще всего находят работу ваши выпускники?

Выпускники нашей кафедры есть практически во всех отраслях. Мы готовим специалистов, которые могли бы себя реализовать в абсолютно любом направлении. Глобально разделение направлений на промышленный и транспортный дизайн произошло у нас в академии при переходе со специалитета на бакалавриат — за четыре года все-таки нельзя качественно уложить в программу оба этих направления, хотя в целом это одна профессия. Сегодня в промышленном дизайне идет больший уклон на станкостроение, спецтехнику, потребительские товары. Транспортный дизайн ориентирован на разработку автомобилей, поездов, автобусов, самолетов, а также их интерьеров.

Практикуются ли стажировки?

Конечно, и в этом нам активно помогает профессиональное сообщество. Ребята имеют возможность проходить в том числе и оплачиваемые стажировки в наших партнерских компаниях, где могут и получить опыт, и пообщаться с действующими дизайнерами разных направлений. Кроме того, у нас учебный процесс выстроен так, что в каждом семестре студент выполняет минимум три проекта, с которыми к нам приходят разные компании, и у каждой из них свои запросы, своя методика проектирования. За счет этого ребята знакомятся с разнообразием профессиональных подходов.
Когда говорят «транспортный дизайн», в первую очередь подразумевают автомобили, но сфера транспорта гораздо шире. Какие у ваших студентов и выпускников есть примеры успешного сотрудничества в транспортных сферах?

Регулярно на практики и стажировки с последующим трудоустройством берет наших студентов «Автоваз», «Камаз», «Радар ММС», «Петропласт» и другие отечественные компании. Например, петербургская компания «Петропласт» при участии наших выпускников реализовала несколько проектов интерьеров поездов, выполнила рестайлинги петербургских трамваев, которые сегодня можно встретить на улицах города, а также спроектировала и произвела вместе с СПбГУП «Горэлектротранс» экскурсионный трамвай. В Санкт-Петербурге сильно развита кораблестроительная отрасль. Особенно хочется отметить ЦМКБ «Алмаз», где исторически работает довольно много наших выпускников, и облик современного Российского ВМФ сформирован с их участием. Важно сказать о московской дизайн-студии «2050.ЛАБ», которая вместе с АО «Трансмашхолдинг» работает над современными поездами России. Наши студенты имеют возможность проходить практики и стажировки в этой студии. Также идет плотное взаимодействие с дизайн-отделами компаний «Ростсельмаш» и «Русская механика». И это лишь несколько примеров.

Если говорить о каких-то значимых исторических проектах именно кафедры, то, например, в 1980-е наша кафедра работала над дизайном второй космической программы СССР (Центра управления полетов, графический дизайн программы, дизайн комического инструмента). В наши дни тоже поддерживаем контакты с РКК «Энергия». Сейчас популярна тема беспилотного транспорта. У нас такие задания выдаются регулярно — например, недавние курсовые дизайн-проекты беспилотных летательных аппаратов, управляемых нейроинтерфейсом, выполненные во взаимодействии с АО «Навигатор». К тому же в Академии работает «Центр проектов и исследований», в рамках которого регулярно выполняются проекты разного уровня сложности.
Есть ли в России своя особенная школа дизайна?

Сейчас очень популярно говорить про национальный промышленный дизайн. Доходит до того, что ищут особый московский дизайн, петербургский или сибирский дизайн, в то время как у хорошего промышленного дизайна нет ни региональной идентичности, ни национальной. Хороший промышленный дизайн должен быть хорошим для всех, вне зависимости от национальности, религии, цвета кожи или языковой принадлежности. Хороший дизайн всегда про общечеловеческие ценности и потребности, которые понятны без слов. В России действительно существует своя уникальная школа художественного конструирования, оставшаяся в наследство от Советского Союза. В Санкт-Петербурге, например, школа промышленного дизайна формировалась в стенах ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, сейчас СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Советская школа дизайна была единственной в мире, которая имела под собой фундаментальное научное начало. Этому поспособствовал созданный в 1960-е годы ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), который вел глобальную научно-исследовательскую работу в сфере художественного конструирования и связывал в единую систему все центры художественного конструирования в СССР. Академия Штиглица как один из ключевых центров России по подготовке кадров в сфере креативных индустрий стремится сохранять и развивать лучшие проектные и образовательные методики.
Можете ли вы назвать пример транспорта, придуманного в СССР или России, который стал общепризнанным в контексте мирового дизайна?

Думаю, в первую очередь это автомобиль «Нива», его дизайном занимался Валерий Семушкин, наш выпускник. И, конечно же, катер на подводных крыльях «Метеор» ЦКБ имени Р. Е. Алексеева. Над дизайном «Метеора» работал Олег Фролов, также наш выпускник. Это яркие примеры инноваций своего времени и иконы мирового дизайна.