Пиксель делает карьеру


Цифровые двойники поездов и самолетов, 3D-печать, имитационное моделирование — эти и другие задачи дизайнер все чаще делегирует нейросетям. Искусственный интеллект не только избавляет от рутинной работы, но и способствует креативным решениям. При этом актуальные принципы генерации контента требуют нетрадиционных способов постановки задач, а значит, и новых компетенций. О том, как ужиться с нейросетью, рассуждают эксперты и сама нейросеть.
Сети разума
Рынок генеративного дизайна готовится к лавинообразному росту. Аналитики Market Data Forecast прогнозируют, что он увеличится со $196 млн в 2021 году до $454 млн в 2027 году. При этом, согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ), до 2027 года включительно будет создано 69 млн рабочих мест, однако 83 млн человек потеряют работу, в том числе из-за экспансии ИИ.

Россия удерживается в мировом тренде: благодаря нейросетям бизнес экономит на синих воротничках, в первую очередь, в сфере услуг. Но с людьми творческих профессий все не столь однозначно.

В наукоемких и сложных производствах нейронка помогает сделать первую версию или набросок, будь то текст или трехмерная модель, но для создания финального варианта пока незаменим уникальный человеческий опыт. По оценке рекрутинговой платформы HeadHunter, российские компании стали активнее искать специалистов, которые умеют взаимодействовать с нейросетями: с августа 2022 года по март 2023 года число запросов на них выросло более чем вдвое.
«Нейронная сеть не способна полностью работать автономно, необходимы корректирующие механизмы, возможность дополнительного уточнения сгенерированного материала, эти функции продолжает выполнять человек, — отмечает преподаватель Академии "Высшая инженерная школа" РУТ (МИИТ) Николай Любавин. — Чтобы получить корректный результат, надо уметь точно задать запрос, и уже сложилась большая потребность в специалистах, умеющих правильно ставить перед нейросетью задачи».

Меняются и ожидания работодателей: повышаются требования к нестандартным подходам, к способности мыслить креативно, к квалификации. Дизайнер превращается из простого исполнителя в арт-директора, а нейронка — в его экзоскелет. ИИ выполняет трудоемкую работу, например по созданию 3D-модели, а человеческие ресурсы высвобождаются для решения стратегических задач. Но перекладывать на компьютер ответственность за результат еще рано. Тем более что в России пока нет продвинутых «солверов» — программ, которые оценивают, насколько подходящим будет решение в конкретной ситуации. В этом направлении сегодня работают «Яндекс» и Сбер. Последний, к тому же, совершенствует свою нейросеть Kandinsky с открытым кодом, способную генерировать картинки по описанию подобно иностранной Midjourney: уже сейчас сети выдают рисунки сопоставимого качества.
Нейронные связи
В индустрии дизайна нейросеть воспринимают как чудаковатого новичка, подающего большие надежды. ИИ строит нейронные связи сочетаемого и несочетаемого, чем вносит вклад в исследование форм и эмоций. Художника, который даже пальцы на рисунке толком считать не умеет, обидеть может каждый. А он, ИИ, просто так видит, у него так мозги организованы — каскадная смена задач, перебор, синтез и оценка вариантов.

Выступая на одном из мероприятий Российской креативной недели в июле этого года, арт-директор Студии Артемия Лебедева Сергей Кулинкович рассказал об опыте использования собственной нейронной сети «Сергей Иронов». Этот инструмент за три года создал количество образцов дизайна, сопоставимое с тем, сколько разработала студия за всю ее историю. Но, по словам Сергея Кулинковича, полный отказ от дизайнера-человека невозможен, искусственный разум не видит контекста, стоящего за созданием того или иного образца, конечного смысла разрабатываемого продукта.

Следование заданным алгоритмам — и плюс, и минус нейросети: войти в «совет директоров» у нее не получится, пока отсутствует опция самостоятельно принимать решения.

«Дизайнеры без работы не останутся, — добавляет Максим Чащин, — будет конкуренция идей, подходов между нейросетью и людьми. Возможно, продукты ИИ пойдут в массмаркет, а человек останется тем, кто производит штучные, крафтовые вещи». Эксперт проводит аналогию с акустическими музыкальными инструментами, которые в 80-х годах на фоне бума электроники были списаны со счетов, но быстро вернулись, поскольку люди привыкли ценить живой звук.
Чей профиль шире
Дизайнеру подчас требуются знания в самых непредсказуемых областях, например в социологии. Та же студия SmirnovDesign занималась разработкой концепции интерьера для двухэтажного поезда канадской компании Bombardier, предназначенного для российских железных дорог. Дизайнеры изучали ментальные и бытовые привычки различных слоев населения, после чего подготовили эскизы разных типов вагонов: бизнес- и экономкласса, купе, вагона-ресторана. Способны ли на такое нейросети? Эксперты полагают, что на данном этапе — нет.

Дело в том, что промышленный дизайн учитывает очень много межотраслевых факторов, влияющих на облик, эстетику и восприятие продукта. Эти факторы базируются на конкурентоспособности, потребительских свойствах, технологических и инвестиционных возможностях. И с каждым из них дизайнер должен быть хотя бы поверхностно знаком. Он отчасти занимается и маркетинговыми исследованиями, и конструкторской проработкой, прислушивается к мнению инженеров, отслеживает погоду на рынке и прогнозирует тренды завтрашнего дня. Совместить в себе столь широкий круг междисциплинарных задач нейросеть пока не в состоянии.

«Необходимо разом учесть компоновочные, внутренние конструкционные решения, коммерческие стратегии конкурентов, эргономические и антропометрические свойства, психологические особенности потребителей, — перечисляет Сергей Смирнов. — Такая многофакторность тяжела для нейронных сетей, на данный момент существующих».

Поэтому для успешной карьеры дизайнеру следует «прокачивать» не только электронные, но и собственные нейроны. Оттачивать профессиональные навыки работы с такими инструментами, как Photoshop, Adobe After Effects, Figma, Autodesk Fusion 360, IBM Watson Studio, осваивать новые компетенции. И вырабатывать свой неповторимый стиль.
Скромность украшает
Кем же воспринимает себя сама нейросеть — помощником или конкурентом дизайнера? Этот вопрос мы задали боту ChatGPT-3.5. Бот склонился к первому варианту и признал приоритет человека.

«ИИ не является заменой творческого человеческого мышления, но может служить инструментом для его расширения и улучшения, — пришла к выводу нейросеть. — Дизайн — это не только технические аспекты, но и креативный процесс, который требует человеческого вмешательства. Также важно помнить, что ИИ все еще находится в стадии развития, и некоторые его решения могут быть непредсказуемыми, что может привести к неожиданным результатам. Дизайнер должен сохранять контроль над всем процессом».

Елена Иванова
Максим Чащин
«Дизайн — командная игра, зачастую идея одного игрока может быть улучшена другим, и один из членов нашей команды, наш младший партнер — это Kandinsky 2.1. По ключевым словам он подбирает изображения, которые становятся ориентирами для визуализации наших проектных решений. Любое творчество — это компиляция уже существующего, просто нейросеть способна выдать настолько нестандартные сочетания, что они будоражат эмоции: например, трамвай с «мордой» котика».
Сергей Смирнов
Генеральный директор SmirnovDesign
«Современный ИИ представляет собой очень эффективный, очень быстрый генератор референсов, то есть вспомогательных визуалов, которые могут направить мысль дизайнера в верном направлении. Однако последнее слово остается за человеком. Компьютер может откликнуться на запрос, допустим, сделать модель автомобиля более угловатой, но решить, хорошо это или плохо, остановиться на этом или нет, он не способен».