Роскошь становится доступной

Максим Чащин о бесшовном комфорте и о том, какие материалы будут использоваться в отделке интерьера вагона.

Алексей Харнас
— Как можно кратко сформулировать техническое задание, которое вы получили к разработке интерьера нового некупейного вагона? Какие основные требования сформулировал заказчик?

— Спрос на комфорт растет каждый год. Я говорю не про миллионеров, про обычных людей. Посмотрите на их дома — это уже совсем иной уровень комфорта и дизайна, несопоставимый с тем, что был 20 лет назад. Этот уровень надо поддерживать в городской среде и в транспорте. Так что главное требование — это обеспечение комфортного бесшовного путешествия. Плюс, конечно, безопасность и обеспечение личного пространства. Отсутствие внешних раздражителей очень важно. Мы стараемся даже в сидячих местах получить кресло с шорами именно для того, чтобы не ловить взглядом чужое личное пространство.

— Что вы подразумеваете под бесшовными путешествиями?

— Путешествие на разных видах транспорта с одинаковым уровнем комфорта. Не должно быть такого, что турист пересаживается из удобного кондиционированного вагона в автобус, где пахнет бензином и печка жарит даже летом. Бесшовное перемещение — это когда нам одинаково комфортно как дома, так и в лифте, затем в электробусе, потом в метро и в здании университета или в студии дизайна, в которую мы приехали поработать.

— В железнодорожных музеях представлены вагоны начала прошлого века с четким разделением на классы: от третьего, где весь комфорт — это деревянные лавки, до первого — с умывальником и туалетом. Сейчас, получается, мы эти классовые различия уничтожаем — вагоны должны быть одинаковыми для всех?

— Одинакового для всех быть не может, VIP-пассажиры будут всегда. Но в принципе той доктрины, о которой вы говорите, придерживались советские метростроевцы, которые во всех вагонах устанавливали роскошные мягкие пружинные диваны. Другое дело диванов на всех не хватало, и в час пик приходилось ездить стоя.

Давайте обратимся к опыту автомобилестроения. Там все «элементы роскоши» появляются в дорогих моделях и постепенно перекочевывают в модели подешевле. Это и подушки безопасности, и GPS-навигация, и климат-контроль, и другие электронные ассистенты. Таким образом, транспорт с каждым годом становится все более комфортным. И это касается не только автомобилей.
— Чтобы путешествовать по странам Европы, достаточно удобных кресел в вагоне да пары туалетов. У нас большая страна, чтобы ее проехать на туристическом поезде, требуется много времени. На ваш взгляд, чем должен быть оснащен туристический вагон, который идет через всю Россию?

— Мне кажется, такой вагон должен быть модульным. Путешественник много сценариев проходит: ему нужно и поспать, и поесть, и посмотреть вокруг — и все это не выходя из вагона. Конечно, у него должен быть личный санузел, как в отеле. Должна быть развлекательная медиасистема на тот период, когда за окном не на что смотреть.

— Технологиям и материалам, которые применяются при создании вагонов, уже минимум полтора десятка лет. Наверняка появилось что-то новое, что вы сейчас пытаетесь внедрить в производство?

— Как минимум появились новые пропитки для тканей, которые препятствуют ее загрязнению. Бактерицидные покрытия не дают бациллам путешествовать от пассажира к пассажиру через какие-то общие предметы, поручни и т. д. Но и традиционные материалы получают новую жизнь. Мы сейчас работаем со слоистыми пластиками, которые гнем, делаем из них сложные формы, которые раньше, почему-то считалось, создать было невозможно.
— Какие материалы лучше использовать в интерьере вагона — искусственные или естественные?

Эти понятия очень тесно переплетаются, потому что, допустим, слоистые пластики, о которых я сейчас говорил, делаются из переработанной бумаги и смолы. То есть натуральным этот материал не назовешь. Хотя бумага сама по себе — это натуральный материал.

Да, скажем, шерсть на ощупь привычнее и приятнее синтетического материала. Но это скорее привычка. И через несколько лет нам будет также привычна и приятна шерсть, сделанная из переработанных пластиковых бутылок.

Конечно же, тяга людей к натуральным материалам велика исторически. Но мы, дизайнеры, видим изменения в социуме именно в сторону ответственного потребления, которое не всегда приветствует использование тех самых натуральных материалов. Даже люксовые бренды перешли на использование экокожи вместо натуральной.
— Давайте перейдем от искусственных материалов к искусственному интеллекту. В студии вы используете системы дополненной реальности при проектировании интерьера вагона. Насколько это прорывная технология?

— Дополненная реальность была «вау-инструментом» несколько лет назад. Сейчас это просто один из способов увидеть, как будет выглядеть готовый проект. Стадия, предшествующая созданию макета или прототип. Мы стараемся делать, конечно, макеты, которые можно потрогать, что обеспечивает полноценное эмоциональное восприятие продукта.

— У вас был опыт работы над автомобилями марки «Аурус». Что из этой практики удалось привнести в транспортное машиностроение?

Ну, конечно, у «Аурусов» и проектируемых нами вагонов совсем разные пассажиры. Хотя некоторые принципы и подходы можно воплощать в жизнь в любом продукте. Это как раз то, о чем я ранее говорил: определенные свойства продукта из высшего ценового потихонечку переходят в средний класс.