Место встречи дизайнеров

В конце июня в столичном МИСиС состоялась ежегодная конференция Design Day 2050, организованная Национальным центром дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. В этом году главная тема мероприятия — «Дизайн в действии/Design Impact». Весь день участники и гости делились мнениями: как промышленный дизайн взаимодействует с наукой, технологиями, какую роль играет в бизнесе.
Design Day 2050 проходит в Международный день промышленного дизайна в «Точке рождения инноваций» НИТУ МИСиС. И вот уже 4 года в ней принимают участие как профессионалы, так и студенты, для которых это возможность из первоисточников узнать о состоянии отрасли и ее трендах.
С приветственным словом к участникам обратился Денис Кравченко — депутат Государственной Думы РФ, ответственный секретарь Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Он заявил о важности развития промышленного дизайна для производственных отраслей РФ и сообщил, что в ближайшее время планируется завершить работу над пакетом законов по развитию креативных индустрий и предпринимательства.

Одним из основных выступлений на конференции стала презентация исследования, проведенного 2050.ЛАБ в партнерстве с ВЦИОМ и Headhunter.ru и посвященного гендерному балансу в отрасли. Исследование показало, что эта креативная индустрия пока остается «мужским клубом», но ситуация стремительно меняется: сейчас почти 80% студентов, изучающих промышленный дизайн в вузах, — это девушки.

«Статистика в России и в мире примерно одинаковая. Спрос на образование в сфере промышленного дизайна среди девушек растет. Но на этапе старта и развития карьеры женщины часто уходят из профессии. И такой фактор, как семейные обстоятельства, далеко не единственный и не решающий. Больше половины просто не видят для себя перспектив в этой профессии, в том числе из-за существующих в отрасли стереотипов. Традиционно сфера индустриального дизайна считается мужской. Мы намерены скорректировать ситуацию в сторону разумного баланса, это намного эффективнее для бизнеса, — говорит генеральный директор 2050.ЛАБ Дарья Топильская. — Мы заинтересованы в развитии кадрового потенциала индустрии промдизайна и уже много делаем для этого. Создали магистерскую программу, организуем курсы и воркшопы, приглашаем талантливых студентов к нам на практику и стажировку. Надеюсь, что этот исследовательский проект о рынке труда и гендерном балансе в отрасли тоже внесет вклад в повышение зрелости экосистемы промышленного дизайна в России».
В России сейчас действует около 70 студий промдизайна, но 80% рынка контролируется первой десяткой из них, причем почти все эти студии находятся в Москве. Всего же деятельностью в области дизайна в столице занято 17,2 тыс. человек, но лишь 2,2 тыс. из них трудятся в сфере дизайна промышленного.
Design Day — конференция, проводимая в том числе и для того, чтобы студенты и выпускники, выбравшие своей профессией дизайн, смогли правильно ориентироваться в рынке и планировать свою будущую карьеру. На них направлена большая часть мероприятий Design Day.

В ходе конференции прошла питч-сессия студентов магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» и вручение дипломов первым ее выпускникам.

Вручая дипломы, Сергей Салихов, первый проректор МИСиС, заявил: «Эта программа уникальна. Университет МИСиС — вуз с серьезной экспертизой в сфере материаловедения. Знания в этой области необходимы специалистам, которые закладывают потребительские свойства изделий и устройств на этапе их создания. Кроме того, программа была создана совместно с нашим промышленным партнером компанией 2050.ЛАБ, что позволяет привлекать «звездных» преподавателей, формировать образовательную программу таким образом, чтобы студенты получали знания и навыки, востребованные бизнесом».
На Design Day 2050 состоялась питч-сессия, где студенты презентовали проекты, созданные во время обучения. Андрей Родюков рассказал о модульной мебели для общественных пространств. Софья Клейменова представила проект «Модель многофункциональный садовой лопаты». Виктория Фоменко выступила с кейсом «Зубная щетка для путешествий поколения Zel». Александр Яковенко презентовал работу «Модель GPS-трекера», а Анна Добровольская — «Дизайн боевых роботов».

В уникальном интерактивном блице «Шах и мат: король vs королева и 10 вопросов о дизайне» встретились Владимир Шипилов, руководитель направления «Промышленный дизайн» ТМХ, куратор программы ДПО БВШД «Промышленный дизайн», и Ирина Жданова, основатель дизайн-студии «МАСШТАБ». Они ответили на вопросы аудитории о промышленном дизайне.

В международном блоке с лекцией «Проектирование завтрашнего дня: междисциплинарность как платформа для инноваций» выступил профессор китайской School of Design & Innovation Зив Коэн — художник новых медиа, который подчеркивает, как технологии влияют на нашу жизнь в прошлом, настоящем и будущем. Он презентовал стиль школы дизайна в Китае 1929 года. Промышленный дизайн — самая молодая программа в School of Design & Innovation, она стартовала в 2018 году и сейчас сфокусирована на инновациях в образовательном процессе.
Завершился Design Day показом документального фильма Paradigma Olivetti, посвященного революционным дизайнерским решениям компании Olivetti, которая собрала едва ли не рекордное количество призов в области промдизайна, но в 2003 году утратила самостоятельность, став частью концерна Telecom Italia.