© 2018–2019 Train and Brain

Поезда войны

Железнодорожный транспорт внес огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Санитарные поезда спасали жизни раненых и эвакуировали пострадавших, обычные составы быстро перемещали солдат, технику и припасы, перевозили вглубь страны миллионы людей и целые заводы. И в этом ряду, конечно, особую роль играли «крепости на колесах» — бронепоезда.
Поезда войны
Железнодорожный транспорт внес огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Санитарные поезда спасали жизни раненых и эвакуировали пострадавших, обычные составы быстро перемещали солдат, технику и припасы, перевозили вглубь страны миллионы людей и целые заводы. И в этом ряду, конечно, особую роль играли «крепости на колесах» — бронепоезда.
История отечественных бронепоездов началась еще в Российской империи. Они применялись в ходе Первой мировой войны, а во время Гражданской их количество увеличилось и значение возросло. Но наиболее широко они использовались в период Великой Отечественной войны (ВОВ). К ее началу Красная армия располагала 53 бронепоездами, 34 из которых относились к классу легких. Также бронепоезда имелись у оперативных войск НКВД.

В годы ВОВ бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Помимо поддержки стрелковых частей они использовались для борьбы с вражеской артиллерией и защиты важнейших станций.

Первый этап войны стал для советских бронепоездов неудачным из-за быстрого продвижения противника, захвата станций и разрушения путей. Составы, созданные для поддержки прорыва линии фронта и считавшиеся мощными передвижными крепостями, оказались уязвимыми перед авианалетами и массированными танковыми атаками.
Поезда использовались для борьбы
с вражеской артиллерией
Особенно отличился в это время бронепоезд «Железняков», который при обороне Севастополя действовал как самоходная артиллерийская и зенитная батарея. За первый год ВОВ он выполнил 140 боевых выездов, разрушил десятки вражеских укреп­лений и единиц автомобильной техники, уничтожил три самолета. Поезд маневрировал, меняя места стоянок, а экипаж все время изменял его камуфляжную окраску, чтобы он сливался с местностью. Героический путь «Железнякова» оборвался 26 июня 1942 года в Троицком тоннеле, где его частично завалило после налета немецких бомбардировщиков.

Другим легендарным бронепоездом того периода стал «Балтиец». С осени 1941 года он стоял на защите границ Ленинграда и мог вести огонь с 15 огневых позиций в различных секторах фронта. «Балтиец» завершил свой боевой путь под Выборгом, его расформировали в ноябре 1944 года.

К завершению ВОВ на вооружении Красной армии состояли до 140 бронепоездов.
К БОЮ ГОТОВ!

Значительная часть состоявших на вооружении Красной армии к началу ВОВ бронепоездов была изготовлена на заводе в Брянске. Они состояли из боевой части и базы: первая предназначалась для ведения сражений, вторая — для размещения личного состава. В боевую часть входили бронепаровоз, бронеплощадки и контрольные платформы, которые присоединялись к поезду спереди и сзади и перевозили материалы для ремонта пути и защищали от мин. База бронепоезда помимо вагонов размещения солдат включала в себя штабной вагон, вагон-канцелярию, вагон-кухню и вагон-клуб.

Первые бронепоезда были оснащены легкими бронеплощадками на двуосных тележках. Но в 1933 году на боевых составах стали использоваться новые четырехосные тележки брянского завода «Красный Профинтерн», выдерживающие нагрузку 50 т. Они позволили применять более тяжелые орудия и усилить бронезащиту передвижных крепостей.

Великая Отечественная война.
Бронепоезд Илья Муромец ведет бои за Варшаву. Июнь 1944 года

Путь к победе

В ходе войны поезда стали оснащать современными танковыми, зенитными и артиллерийскими пушками, пулеметами разных типов и даже установками залпового огня — знаменитыми «катюшами». С конца 1941-го начался серийный выпуск типового ОБ-3, который стал самым массовым советским бронепоездом ВОВ (в 1941–1942 годах построено 65 единиц).

Первым таким поездом стал «Козьма Минин». Идея его строительства появилась у железнодорожников Горьковского узла осенью 1941 года. За время войны бронепоезд сбил 15 самолетов. Участвовал в обороне Тулы, освобождении Орла, Брянска, Гомеля. Затем помогал освобождать Воломин, Варшаву. После капитуляции Германии бронепоезд обеспечивал безопасность проезда правительственной делегации на Потсдамскую конференцию.

Советский бронепоезд Железняков в боевом налете.
Крым, май 1942
Вторым прославленным бронепоездом нового типа был «Илья Муромец», созданный в Муроме в 1942 году. За войну он прошел путь до Франкфурта-на-Одере, уничтожив семь самолетов, 14 орудий и батарей и 36 огневых точек.

За боевые заслуги Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили «Илья Муромец» и «Козьма Минин», наградили орденом Александра Невского.

Локомотив бронепоезда Козьма Минин на постаменте в Нижнем Новгороде
Наиболее совершенной моделью стал поезд БП-43, разработанный в 1942 году. Его конструкция учитывала боевой опыт своих предшественников. В частности, броневагоны оснащались танковыми башнями, которые было проще заменять.

У станции Прохоровка бронепоезд «Московский метрополитен» (типа БП-43) сдерживал наступление немецких войск на 20-километровом участке под Курском, уничтожив четыре самолета и шесть тяжелых танков противника. Бомбардировка разрушила пути, и перед отходом экипаж взорвал поезд.

Подготовка бронепоезда на одном из оборонных заводов.
СССР, 3 июня 1942 года

Составы спасения

Большое значение для своевременной эвакуации имели военно-санитарные поезда, которые получили название «госпитали на колесах».

Постоянные военно-санитарные поезда (ПВСП и ВВСП) предназначались для эвакуации раненых в глубокие тыловые госпитали и могли находиться в пути по несколько дней. В их составе были различные специа­лизированные вагоны для лечения и проведения хирургических операций. Медицинские места могли быстро переоборудоваться и трансформироваться. Такие поезда вмещали до 500 раненых.

Первый ПВСП №312 вышел на маршрут 26 июня 1941 года. Персонал поезда состоял из 40 медицинских работников и железнодорожников. Он перевез более 25 тыс. раненых, совершил десятки рейсов на все фронты и прошел расстояние, сопоставимое с пятью кругосветными путешествиями, — более 200 тыс. км. Бригада поезда старалась, чтобы раненые чувствовали себя как дома: оборудовали вагон-баню, на крыше выращивали зелень в ящиках, под вагонами перевозили кур и свиней.

Женщины-медики делают перевязки раненым в вагоне советского военно-санитарного поезда №72
во время рейса Житомир-Челябинск. Июнь 1944 год
Для оперативного вывоза раненых на короткие расстояния — от при­фронтовых станций до госпитальных баз армий — предназначались военно-санитарные летучки (ВСЛ). Они возникли в 1942 году из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых. Их главными задачами были оказание первой медицинской помощи и скорейшая эвакуация в тыл. В среднем одна летучка могла за рейс забрать до 900 человек.

Всего за период ВОВ в эвакуационных перевозках участвовали
11 863 санитарных поезда. За всю вой­ну железнодорожным транспортом они вывезли порядка 5 млн раненых и больных. В целом были эвакуированы 18 млн человек.
ВОЕННАЯ ЛОГИСТИКА

Самой масштабной операцией по эвакуации с использованием железнодорожного транспорта стало перебазирование на восток России предприятий, учреждений и организаций Москвы и области. Только с июля по ноябрь 1941-го эвакуированы 2593 предприятия, в том числе 2523 крупных завода. Ежесуточно отправлялось до 80 составов — 215 тыс. вагонов за три месяца.

Другим ярким примером служит транспортировка войск из Европы на Дальний Восток для разгрома японской Квантунской армии. Переброску удалось осуществить в очень короткие сроки — с мая по август 1945 года. На расстояние от 9 до 12 тыс. км переместили более 1660 эшелонов — примерно 136 тыс. вагонов.

Темрюк. Музей военной техники Военная горка. Санитарный поезд

Пути снабжения

Железнодорожный транспорт за годы войны обеспечил свыше 80% всего грузооборота страны. Практически с первых дней ВОВ руководство Советского Союза издало приказ о переводе поездов на специальный график движения. Перевозки стратегически значимых грузов выполнялись почти без остановок.

В наиболее напряженные периоды войны на некоторых участках железной дороги для повышения пропускной способности устраивали «живую блокировку» — сигналы для продвигающихся поездов подавались вручную железнодорожниками, дежурившими через каждый километр. При этом движение осуществлялось сплошным потоком. Иногда разрыв между поездами составлял всего около 700 м.

Разбитый бронепоезд на линии Ростов-Воронеж. Июль 1942 года
Помимо перевозок боеприпасов и солдат железная дорога использовалась для выполнения специальных заданий. Так, 11 июля 1941 года было принято решение о массовой эвакуации Ленинграда. К концу августа из города удалось отправить более 280 составов, переместить 90 крупных предприятий, эвакуировать около 770 тыс. человек. Также железнодорожным транспортом вывезены шедевры из Петергофа, Пушкина, Павловска, Ораниенбаума, Гатчины.

После победы многие задачи и функции железнодорожного транспорта перестали быть актуальными, однако опыт, полученный в годы войны, активно использовался. Это касалось, например, выработанных в военные годы технологий скоростного строительства и восстановления железнодорожного полотна, наработок в области управления движением и даже разработанных в годы войны конструкций санитарных поездов, которые нашли применение и в мирное время. А на вооружении железнодорожных войск до сих пор стоят несколько бронепоездов, которые стали наследниками знаменитых «крепостей на колесах».
Бронепоезд, изготовленный на одном из московских заводов, уходит на фронт.
Октябрь 1941 года
После войны их производство постепенно сокращалось. Но и сейчас несколько подобных машин находится на вооружении железнодорожных войск России.