Зеленый снова в моде

Тема экологии чаще всего привлекает внимание общественности после громких акций. Железнодорожники же никогда не упускают из виду вопросы охраны окружающей среды и на разных стадиях развития технологий предлагают все новые решения.
По данным Международного энергетического агентства, железнодорожный транспорт сегодня является наиболее энергетически эффективным средством передвижения. Обеспечивая 8% глобального пассажиропотока и 7% грузооборота, он потребляет лишь 2% от всей энергии, приходящейся на транспортный сектор. Прямые выбросы углекислого газа железнодорожными перевозчиками составляют всего 0,3% общемировых. Но эти впечатляющие показатели могут серьезно ухудшиться, если растущий спрос на услуги доставки по стальным магистралям будет удовлетворяться исключительно существующими технологиями локомотивной тяги. Поэтому производители подвижного состава продолжают активно работать над улучшением характеристик традиционных дизельных двигателей и все активнее внедряют силовые установки на новых источниках энергии.

KLW 2250
KLW 2250

Knoxville Locomotive Works (США) сконструировала свой первый зеленый локомотив на базе серийного EMD GP38, построенного еще в 1966 году. Особенностью разработки является использование единственного дизельного двигателя в сочетании с серийным тяговым генератором, что позволило существенно упростить конфигурацию, облегчить эксплуатацию и техническое обслуживание. Тесты, проводимые с 2012 года, обещают снижение выбросов парниковых газов на 85% за счет эффективной тяги и интеллектуальной системы управления. Предполагается, что локомотив будут закупать крупные железнодорожные грузоперевозчики.

TOSHIBA HDB 800
TOSHIBA HDB 800

Этот грузовой дизель-электрический гибрид является новейшей разработкой Toshiba. Модульная система состоит из двух дизельных двигателей и блока литиевых аккумуляторов SCiB, приводящих высокопроизводительный синхронный двигатель с постоянными магнитами. SCiB — единственные на сегодняшний день аккумуляторы, соответствующие SIL4 (вероятность отказа составляет 1x10-8) и стандарту EN 50126. Предполагается, что HDB 800 будут использоваться в качестве маневровых локомотивов или для перемещения грузов на короткие расстояния.

ALSTOM CORADIA ILINT
ALSTOM CORADIA ILINT

Alstom продемонстрировала первый в мире локомотив на водородной тяге на выставке InnoTrans 2016. Его предназначение — перевозка пассажиров на неэлектрифицированных региональных железных дорогах. В 2017 году транспортное агентство Нижней Саксонии подписало контракт жизненного цикла на поставку 14 таких поездов и после состоявшейся через год сертификации приступило к эксплуатации двух первых составов. В 2019 году 27 поездов закупила Германия, а именно Северный Рейн — Вестфалия. Силовая установка iLint практически бесшумна и не выделяет парниковых газов (в процессе эксплуатации образуется лишь водяной пар и конденсат).

RELOC ELECTROPUTERE VFU
RELOC ELECTROPUTERE VFU

В 2015 году румынские инженеры представили первый в мире локомотив, полностью работающий на биодизеле. Силовая установка мощностью 2100 л. с. обеспечивает вдвое меньшие затраты на топливо в сравнении с традиционным дизельным двигателем и при этом полностью избавлена от вредных выбросов. Ранее были известны лишь тепловозы на смеси традиционного ископаемого и биологического топлива. В настоящее время прототип проходит предсертификационные испытания.
ТЭМ19
ТЭМ19

Создан в кооперации ОАО «Брянский машиностроительный завод» (входит в Трансмашхолдинг), ОАО «Волжский дизель им. Маминых» и ООО «Криомаш-Балашихинский завод криогенного машиностроения» в 2012 году. Основой силовой установки является газопоршневый двигатель, работающий полностью на сжиженном природном газе. Использование этого топлива позволяет существенно сократить эксплуатационные затраты (до 25% относительно дизельных тепловозов) и значительно снизить объем вредных выбросов в атмосферу. С середины 2014 года ТЭМ19 эксплуатируется на Свердловской железной дороге.