В 2018 году компания Siemens Mobility представила прототип автономного рельсового трамвая AStriD. Модель создана совместно с перевозчиком ViP Verkehrsbetrieb и уже прошла первые тесты в условиях дорожного движения на 6-километровом участке в городе Потсдам. Трамвай двигался со скоростью 50 км/ч, маневрировал среди многополосных дорог и пешеходных переходов.
При перемещении трамвая в действиях машиниста нет необходимости. Состав длиной 26,4 м AStriD может останавливаться на трамвайных остановках с точностью до 50 см.
Локация трамвая отслеживается с помощью специальной цифровой карты. Прототип оборудован камерой с высоким разрешением, радар-детектором препятствий, лазерными измерительными системами. Многие элементы системы контроля движения ранее использовались в технологии Siemens Tram Assistant, которая применяется на традиционных трамваях в Германии.
Предполагается, что сам AStriD так и останется прототипом, но на его базе будет создан автономный трамвай, который запустят в серию.
январе 2020 года пробную поездку по улицам города Кракова совершил автономный трамвай 126N Nevelo корпорации Newag. Маршрут составил 3,4 км.
Базовая модель 126N Nevelo работает на городских линиях уже много лет, но, разумеется, управляется машинистом. Протестированная система автономного управления сможет использоваться на разных, более современных моделях.
Технология оценки скорости движения трамвая основывается на данных спутниковой навигации. Без участия водителя состав из трех вагонов может выполнять такие маневры, как въезд на остановку, экстренное торможение после обнаружения препятствия, закрытие дверей. Систему управления 126N Nevelo можно синхронизировать с программами управления дорожным трафиком и переключения светофоров.