С тепловозами более ста лет мирно сосуществовали электровозы. Это локомотивы, питающиеся от внешних источников электроэнергии через тяговые подстанции по контактной сети. Некоторые из них имеют свои собственные аккумуляторные батареи.
На звание создателя первого электровоза претендуют Эрнст Вернер фон Сименс и Федор Пироцкий. Свои модели оба изобретателя демонстрировали в 1875—1879 годах.
Недостатком первых электровозов была низкая скорость. Например, модель Сименса разгонялась до 6,5 км/ч. Правда, в 1883 году появился электровоз «Ампер», c «потолком» до 16,7 км/ч, чуть позже профессор Паж создал поезд, который держал «ритм движения» на уровне 30 км/ч. Как следствие, в 1895 году заработал первый электрифицированный участок на железной дороге Балтимор — Огайо.
Какое-то время развитие электровозов ограничивали из соображений безопасности. Чтобы гарантировать их движение, необходимо было обеспечить поступление тока. Поначалу для подачи напряжения использовали третий рельс. Именно по такому принципу работали первые линии трамваев в Париже, Берлине и метро в Лондоне в конце ХIX века. Чтобы снизить риски несчастных случаев, приходилось ограничивать силу тока.
Проблема решилась через несколько лет, когда инженер ВанДепуле запустил в Торонто (Канада) трамвай, «запитав» его от воздушного провода. Рельсы стали безопасным обратным отводом энергии. Именно эта идея была принята за основу при создании электрифицированных сетей городского транспорта и железных дорог. Почти одновременно в Италии изобретатель Кандо впервые применил в качестве преобразователя тока фазовращатель. После этого было уже не страшно повышать напряжение в сетях. Как следствие, до конца века электровозы успели «разменять» предел скорости 200 км/ч.