Дарья Топильская:

«Некрасивые самолеты
не покупают»
Любой дизайн должен быть прежде всего функциональным. С этим никто не спорит. Но есть еще одна, порой ключевая задача.

Новые подходы к форме и функциям, применение ультрасовременных материалов и технологий часто упираются в банальную сертификацию, соответствие принятым в стране нормам и правилам, которые не так просто поменять. И вот тут все и начинается.
Путь от идеи до практической реализации либо заканчивается на демоверсии, либо растягивается на долгие годы.

Однако, как выяснилось, не везде и не всегда. В прошлом году Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» провел всероссийский конкурс генеративного дизайна, который станет теперь ежегодным. Ряд участников конкурса получили возможность реализовать свои идеи и разработки на площадке генерального партнера – ТМХ.

О том, зачем бизнесу промышленный дизайн и как живется дизайнерам в России, мы поговорили с генеральным директором компании Дарьей Топильской.
На самом деле профессия промышленный дизайнер (тогда она называлась предметный дизайнер) появилась в Англии в разгар первой промышленной революции — в XVIII веке — именно как компромисс между художником и ремесленником.

То есть промышленный дизайн — это изначально не про красоту. Точнее, не совсем про красоту. Гораздо важнее было сочетать удобство и комфорт для пользователя с технологичностью, простотой и дешевизной для производителя. И поэтому я утверждаю, что промышленный дизайн — это категория не только эстетическая, но в большой степени маркетинговая и экономическая.
Задача промышленного дизайнера — качественно улучшить продукт
А как же насчет того, что «некрасивые самолеты не летают»?

Ну, начнем с того, что, может, они и летают, но никто не пробовал, потому что они точно не продаются. Современное производство, особенно в высокотехнологичных отраслях, уже не обходится без промышленного дизайна.

Один из наших клиентов рассказывал нам, как они, полные надежд, ехали на международную выставку продавать некий медицинский диагностический прибор, основанный на реально прорывной, уникальной, лучшей в мире технологии. По приезде они убедились в его безусловном технологическом совершенстве, равно как и в том, что его решительно невозможно продать. Он выглядел как чудовищный ископаемый монстр в окружении футуристической красоты продукции конкурентов. До его уникальных рабочих свойств покупатели просто не доходили.
Промышленный дизайн — это категория не только эстетическая,
но в большой степени маркетинговая и экономическая.
Концепт речного трамвая компании «2050.ЛАБ»
Ну он наверняка был заметно дешевле дизайнерских аналогов. Это тоже не помогло?

А кто сказал, что промышленный дизайн однозначно увеличивает стоимость продукта? Это глубокое заблуждение. Более того, в ряде случаев все как раз наоборот. Когда дизайнер начинает работать над продуктом (в идеале это имеет смысл делать на самой начальной стадии проектирования), у него всегда задан ряд парамет­ров, и в том числе, как правило, цена. Оптимизировать ее можно, например, с помощью применения актуальной, трендовой сегодня технологии генеративного или бионического дизайна. Суть решения в том, что промышленный дизайнер или инженер загружает в программу технические требования и параметры проекта, а компьютер обрабатывает полученные сведения и выдает сотни вариантов решений. Человек просто физически не способен на такое. Детали видно сразу: внешне они схожи с природными объектами, имитируют растения или строение костей. Кроме того, детали можно делать прочнее, но материала на их изготовление расходуется, как правило, меньше, чем при использовании традиционных технологий производства.

Задача промышленного дизайнера — качественно улучшить продукт не только внешне, но и по своим потребительским свойствам.

Например, когда наиболее продвинутые производители делают современные дизельные двигатели, обязательно привлекают дизайнеров. Казалось бы, зачем? Ведь снаружи двигатель не видно. Но промышленный дизайнер думает в первую очередь об эргономике, о простоте монтажа, об удобстве обслуживания. Попутно могут предлагаться технические решения, которые сделают работу двигателя эффективнее. А в качестве бонуса агрегат станет эстетичнее и более узнаваемым. И это уже понравится потребителю.
Удачный с точки зрения маркетинга и удобства дизайн
не обязательно следует за спросом. Бывает наоборот:
он его определяет. Например, изобретение удобной тележки для покупок изменило потребительское поведение целого поколения людей, Так же как и удачно придуманный плеер Walkman, который позволил музыке «выйти на улицу».
Насколько у российских потребителей сформировался спрос на услуги промышленного дизайна?

Потребитель тут практически ни при чем. Он видит только конечный результат, и, если он не заметил работы дизайнера, значит, цель достигнута. Хороший промышленный дизайн в том и состоит, что потребителю просто удобно, он даже не понимает почему.

Радует, что спрос формируется у заказчиков: крупных промышленных холдингов, администраций больших городов.

В частности, мы сейчас очень плотно работаем с правительством Москвы по разным направлениям. Создаем новую городскую среду, ищем способы повысить конкурентоспособность продукции столичной промышленности.

Например, недавно Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» опубликовал несколько транспортных концептов. Наши дизайнеры представили возможные варианты новых поездов «Иволга», в том числе двухэтажного, поездов для метро и речных трамвайчиков. Мы получили позитивный отклик и пожелание успехов от мэра Москвы Сергея Собянина. Это очень вдохновляет на дальнейшую работу, чтобы делать транспорт максимально комфортным и безопасным для пассажиров.

Большинство наших заказчиков приходят не просто за красотой, но и за новыми подходами к дизайну предметов, среды, процессов, культуры производства и мышления. Но в конечном итоге, естественно, это делает потребителя более довольным и счастливым, а продукт — более продаваемым.