© 2018–2019 Train and Brain

ДЕНИС КАСИМОВ
«ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАДИ ЭФФЕКТИВНОСТИ—
ВОТ ЭТО ЦЕННО!»



Группа компаний «ЛокоТех» совместно с Clover Group реализует амбициозную программу внедрения предиктивного анализа состояния локомотивов.
Ее реализация поменяет идеологию обслуживания локомотивного парка в России. О новом взгляде
на информацию рассуждает генеральный директор компании Clover Group Денис Касимов.


ДЕНИС КАСИМОВ
«ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАДИ ЭФФЕКТИВНОСТИ—
ВОТ ЭТО ЦЕННО!»

Группа компаний «ЛокоТех» совместно с Clover Group реализует амбициозную программу внедрения предиктивного анализа состояния локомотивов. Ее реализация поменяет идеологию обслуживания локомотивного парка в России.
О новом взгляде на информацию рассуждает генеральный директор компании Clover Group Денис Касимов.
Clover Group
Российский разработчик решений в области предиктивных ремонтов для железнодорожного машиностроения, энергетики и нефтегазовой отрасли. Компания основана в 2016 году. В распоряжении Clover Group два офиса: в Казани и Москве. В штате более 100 сотрудников — математиков, инженеров, специалистов по анализу данных, разработчиков, консультантов и отраслевых экспертов. Clover Group сотрудничает с крупнейшими предприятиями России, СНГ, Европы, Ближнего Востока и Азии в области применения прогнозной аналитики.
Прогнозирование вероятности отказа и оценка остаточного ресурса
Денис, насколько локомотивостроение и ремонт отличаются от других отраслей промышленности с точки зрения цифровизации?

На мой взгляд, в локомотивостроении есть очень хороший фактор, который позволяет бежать чуть быстрее остальных, — это используемая бизнес-модель. Например, компания «ЛокоТех» получает «деньги с колеса», то есть до тех пор, пока локомотив выполняет свою работу. Как только он останавливается в ремонт, она деньги не получает. Это прописывается в так называемых контрактах жизненного цикла, которые пока не очень распространены в оте­чественной промышленности. Даже такая, казалось бы, прогрессивная отрасль, как автомобилестроение, до этого пока не дошла. Мы с вами до сих пор платим за факт ремонта. Чем чаще вы обслуживаете свою машину, тем больше денег зарабатывает автосервис. Но это тупиковая модель.

ОКОЛО 300 ПАРАМЕТРОВ

СНИМАЕТСЯ С СОВРЕМЕННОГО ЛОКОМОТИВА

Какова основная идея системы «Умный локомотив»?

Это яркий пример применения системы предиктивного анализа для управления ремонтом. Примерно треть парка тяги в России оснащена микропроцессорными системами управления. На каждом таком локомотиве установлено около 250 датчиков. Информация с них поступает в бортовой компьютер, а оттуда периодически снимается и идет в единый «мозг», где анализируются первичные данные.

Результат анализа — это текущее и прогнозное техническое состояние локомотива. В режиме реального времени мы видим разброс токов, температур по цилиндрам, засоренность фильтров, нарушения режима эксплуатации — в общей сложности примерно 300 параметров в зависимости от модели локомотива. Вся информация передается в ERP-систему (программный пакет, реализующий систему планирования ресурсами предприятия. — Прим. ред.), для того чтобы сформировать наряд-заказ на сверхцикловые работы: какие узлы локомотива внимательнее посмотреть, какие недостатки устранить. Таким образом, реализуется функция диагностики локомотивов.

Сейчас мы запускаем второй этап сотрудничества с ГК «ЛокоТех» — цифровизацию депо, что позволит улучшить функцию планирования. Система «Умный локомотив» будет расширена до функционала решения SmartMaintenance (ранее в СМИ ее называли «Цифровая диспетчерская». — Прим. ред.). Благодаря данной системе специалист производственно-технического отдела сможет видеть техническое состояние каждой машины, ее пробег и остаточный ресурс. Он также будет знать график загрузки своих производственных мощностей и сможет принимать решение, заводить локомотив на обслуживание раньше или позже. Получится оперативное управление постановкой в ремонт с учетом технического состояния конкретной машины.
Чем ремонт по состоянию лучше планово-предупредительных работ, которые были приняты до последнего времени?

Скажем, вы решили поехать на своем автомобиле в другой город, но по пути у вас порвался ремень ГРМ. В результате погнулись клапаны, вышли из строя поршни — двигателю нужен капитальный ремонт. Затраты выльются примерно в пятую часть стоимости авто. Но если бы вы знали заранее о критическом износе ремня, то заехали бы на техстанцию раньше и просто заменили эту важную деталь. Стоимость предотвращения несопоставима со стоимостью восстановления.

Но аккуратный автолюбитель регулярно приезжает на техосмотр. Это же и есть планово-предупредительный ремонт. В чем здесь профит?

Как часто нужно проходить ТО? Учитывается ли стиль вождения? А если я купил уже бывшую в употреблении машину, то как узнаю условия ее эксплуатации? А если я периодически езжу из Тынды в Монголию? С одной стороны — пески, с другой — вечные морозы. Мне вообще непонятно, какие процессы развиваются под кузовом. И даже если регулярно проходить техосмотр, все факторы не учесть. Мы же непрерывно мониторим большой массив данных и извлекаем из них ценную информацию.

На самом деле мы находимся только в переходном периоде к ремонту по состоянию. Полностью это произойдет, когда на законодательном уровне будут изменены соответствующие регламенты. Тогда можно будет проводить средний ремонт в определенном объеме, а остальное добирать по техническому состоянию и капитальный ремонт делать с какими-то допущениями.
ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
УСТАНОВЛЕН ЛИМИТ ПРОБЕГА ЛОКОМОТИВА В 10 000 КИЛОМЕТРОВ
ПЛЮС-МИНУС 10% — ЕЩЕ ЦЕЛАЯ ТЫСЯЧА КИЛОМЕТРОВ. ТО ЕСТЬ МАШИНА МОЖЕТ ДОВЕЗТИ ГРУЗ ДО СЛЕДУЮЩЕГО ПУНКТА И ДОЕХАТЬ ДО МЕСТА РЕМОНТ

Как обстоят дела с нормативной базой с точки зрения цифровизации?

С ней все хорошо. Она есть, и весьма жесткая, хотя в ней сделаны определенные послабления, спасибо разработчикам. Например, для некоторых видов обслуживания установлен лимит пробега локомотива 10 тыс. км плюс-минус 10% — еще целая тысяча километров. То есть машина может довезти груз до следующего пункта и доехать до места ремонта. Это, конечно, не касается случаев отказа. Если регламенты будут скорректированы под цифровые модели и постоянный мониторинг, то лимит пробега можно будет еще увеличить. Но сейчас это делать рано. Нужно время, чтобы накопить опыт. Тогда изменения будут обоснованны и аргументированны.

Какие результаты получит ГК «ЛокоТех» от нововведений?

Во-первых, снизится время на диагностику. Если раньше специалист выискивал проблемы в течение 3–4 часов, то сейчас система выдает результат через 20 минут. Во-вторых, есть косвенные эффекты, которые мы ожидаем получить. Это ускорение принятия решений, сокращение сроков поставки запчастей и рациональное распределение запасов на складах. Другой уровень качества ремонта, наконец! Владея данными обо всех системах локомотива до и после захода в депо, можно наглядно убедиться, насколько реально изменилось его техническое состояние. Осенью мы хотим замерить результаты нашего сотрудничества, и как раз все эти эффекты будут видны.
Как вы представляете дальнейшее партнерство с ГК «ЛокоТех»?

Есть масса вариантов развития. И все они, на мой взгляд, позитивные, все про цифровое будущее и про прикладное применение «цифры» в бизнесе. ГК «ЛокоТех» — это крупнейшая в России компания, которая предоставляет сервис такого рода и такого уровня. Кроме основного заказчика в лице ОАО «РЖД», у нее есть еще довольно большой ряд частных клиентов, к которым приходят и другие сервисные компании. Контракт получит тот, кто предоставляет услуги лучшего качества, эффективнее и быстрее. Наша кооперация как раз позволяет повысить конкурентоспособность ГК «ЛокоТех». Поймите, цифровизация ради себя самой никому не нужна, а вот ради повышения эффективности в бизнесе — вот это ценно!
О принципах нового технологического уклада и перспективах цифровой трансформации российской промышленности читайте в статье «Индустрия 4.0. Догнать и перегнать».

О цифровой трансформации «Трансмашхолдинга» читайте в интервью генерального директора Кирилла Липы.

Перспективы работы цифровых заводов оценивает Алексей Белинский, член совета директоров ГК «ЛокоТех» и председатель совета директоров компании 2050.DIGITAL.

Генеральный директор компании 2050.DIGITAL Игорь Бевзюк делится своими оценками цифровой трансформации транспортного машиностроения.