© 2018–2019 Train and Brain

Игорь Бевзюк:
«ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ,
А НЕ ЧЕЛОВЕК»

Группа компаний 2050.DIGITAL создана в начале 2018 года и ориентирована на разработку, внедрение и последующее тиражирование собственных цифровых решений, обеспечивающих конкурентные преимущества бизнеса на глобальном рынке железнодорожного транспорта. Мы попросили генерального директора 2050.DIGITAL Игоря Бевзюка поделиться своими оценками цифровой трансформации транспортного машиностроения.
Игорь Бевзюк:

«ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ, А НЕ ЧЕЛОВЕК»

Основная задача любой системы управления на рельсовом транспорте —
обеспечение пропускной и провозной способности инфраструктуры
при безусловном сохранении безопасности. Однако в условиях роста объемов движения потенциал существующих систем исчерпан.
О том, почему для повышения эффективности перевозок не всегда нужно строить новые пути и какую роль в решении задачи могут сыграть цифровые технологии, мы спросили у генерального директора компании .
  • Игорь Бевзюк
    генеральный директор 2050.DIGITAL
Игорь Анатольевич, 2050.DIGITAL нет еще и года. Какие сильные стороны и главные конкурентные преимущества есть у Группы?

2050.DIGITAL — один из адептов внедрения технологий и принципов промышленной концепции «Индустрия 4.0» в российскую экономику. По сути, мы цифровой дивизион двух железнодорожных гигантов, наших активных заказчиков: АО «Трансмашхолдинг» и ГК «ЛокоТех». Группа еще совсем молода, но уже сегодня в ее состав входят не только амбициозные стартапы, но и состоявшиеся участники рынка цифровизации транспортной отрасли России, владеющие уникальными продуктовыми решениями на основе технологий Индустрии 4.0. В числе наших основных преимуществ я бы выделил опережающие научно-технические и прикладные заделы в области искусственного интеллекта, предиктивного анализа, микропроцессорных систем управления, «умной» сенсорики, а также интеграцию современных цифровых решений в промышленное производство и техническое обслуживание.
2050.DIGITAL − крупнейшая российская группа компаний, занимающаяся цифровизацией отечественного машиностроения. Под брендом 2050.DIGITAL консолидируются перспективные стартапы и активы с проектами в области цифровых технологий. Компания работает, опираясь на своих крупнейших партнеров: АО «Трансмашхолдинг» и ООО «ЛокоТех». Стратегия группы компаний направлена на разработку, внедрение и последующее тиражирование интеллектуальных высокотехнологичных решений, обеспечивающих конкурентные преимущества бизнеса на глобальном рынке железнодорожного транспорта. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 2050.DIGITAL ориентированы на технологии, связанные с реализацией промышленной концепции «Индустрия 4.0».
По каким направлениям развивается ваше сотрудничество с ТМХ и ГК «ЛокоТех»?

Основных направлений два. Есть проекты, которые нацелены на повышение эффективности уже существующего бизнеса «Трансмашхолдинга» и ГК «ЛокоТех». Например, это уникальные комплексные продукты «Умный локомотив», «Цифровое депо» и «Цифровой завод». Они позволяют уже в 2018−2019 годах сформировать перечень технических решений Индустрии 4.0, которые дают наибольший эффект с точки зрения повышения результативности производства и ремонта. Этот опыт мы будем тиражировать на всю сеть наших заводов и сервисных локомотивных депо.

Второе направление — это проекты, которые обеспечивают нам выход на новые рынки. В первую очередь это сигналинг, или СЦБ (устройства сигнализации, централизации и блокировки. — Прим. ред.), базирующийся на микропроцессорных системах управления движением рельсового транспорта. Этот стратегический вектор позволит объединенному холдингу войти в наиболее перспективный сегмент бизнеса наряду с такими глобальными производителями подвижного состава, как Alstom, Siemens, Bombardier и другие. Для всех игроков рынка эта компетенция на сегодняшний день одна из самых высокомаржинальных.

Также мы работаем над перспективными продуктами, в их числе — роботизированный тяговый локомотивный комплекс. По нашим расчетам, эта машина в перспективе заменит традиционные маневровые локомотивы, которые сейчас выполняют колоссальный объем мелких перевозок в пределах локомотивных депо и промышленных предприятий.

Реализуется у нас и такой мейнстримовый проект, как 3D-принтинг. Уже сегодня 3D-печать позволяет оперативно производить часто выходящие из строя комплектующие: кнопки, ручки, пластиковые накладки. Их поставки нередко связаны с существенными логистическими издержками и регулярно приводят к внеплановым простоям локомотивов в период ремонтов. К слову, 3D-принтинг доказал свою эффективность во всем мире. В перспективе, я думаю, и мы сможем полностью печатать не только комплектующие, но и отдельные узлы и механизмы. Пройдет еще немного времени, и эти напечатанные агрегаты будут еще и автоматически собираться «умными» роботами.
В ПЕРСПЕКТИВЕ МЫ СМОЖЕМ ПОЛНОСТЬЮ ПЕЧАТАТЬ НЕ ТОЛЬКО КОМПЛЕКТУЮЩИЕ, НО И ОТДЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ
Как вы оцениваете сегодняшний уровень цифровизации российской промышленности в целом? В чем актуальность этого глобального процесса?

За последние несколько лет цифровизация стала для национальной экономики одним из ключевых векторов развития. У нас накоплено достаточно инструментария для создания конкретных промышленных решений. Однако его эффективное применение пока остается серьезной проблемой, хотя это только вопрос времени, ведь иного пути у России просто нет.
Если высокоразвитым в технологическом отношении странам с густонаселенными территориями роботизация важна не столько для наращивания производства, сколько для повышения его качества и эффективности, то у нас кардинально другая задача. Современная Россия с огромными территориями и относительно малой численностью населения не сможет произвести требуемый объем жизненно важной продукции, если не пойдет в «цифру», в роботизацию. Нас просто мало. И для того чтобы в новых реалиях гарантировать свою экономическую, продовольственную, государственную безопасность, а также обеспечение ключевыми ресурсами, нам необходимо либо оперативно перемещать большие конгломераты людей на значительные расстояния (что маловероятно), либо развивать цифровизацию и роботизацию промышленного производства в масштабах всей страны.
Направления цифровой
трансформации производства
  • СОЗДАНИЕ ЦИФРОВЫХ ДВОЙНИКОВ ЗАВОДОВ.
  • ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АКТИВОВ И ПРЕДИКТИВНОГО АНАЛИЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.
  • СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ.
  • ВНЕДРЕНИЕ ВНУТРИЦЕХОВЫХ СИСТЕМ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ.
Какой вам видится первоочередная задача на пути цифровизации отечественного производства?

Существующие цифровые проекты в основном направлены на латание дыр: мы видим проблему и понимаем, какой цифровой инструмент позволяет ее разрешить. Но это, как правило, локальные решения. Так, вчера начальник цеха или мастер участка тратили дни и недели на внесение рабочей информации в бумажные журналы и каталоги. Сегодня они вынуждены тратить по несколько часов за каждую рабочую смену на заполнение оперативными данными систем управления и электронных архивов. И вчера, и сегодня вся эта канцелярщина всего лишь непроизводственные затраты: от того, что специалист просто зафиксировал статистические данные и показатели, сам локомотив лучше не стал. Наша задача — обеспечить связанность этих отрывочных решений для получения качественно нового результата.
СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ЗА ЧЕЛОВЕКОМ ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО КОНТРОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Можем ли мы говорить, что цифровые решения кардинально изменят роль и специфику человеческого труда на производстве?

Да, цифровые технологии, безусловно, потребуют от людей новых навыков. Если говорить о близкой нам отрасли машиностроения (производстве и ремонте железнодорожного транспорта), то здесь работникам предстоит научиться пользоваться новым инструментарием: компьютером, шлемом дополненной реальности, джойстиками, элементами online-связи. Бояться здесь нечего: с каждым годом этот цифровой инструментарий интуитивно будет все более и более понятен.
Потребность в человеческом труде не отпадет даже в тех сценариях, которые предполагают малолюдные технологии. Пока это невозможно хотя бы потому, что над нами довлеет нормативно-правовая база государства, опирающаяся на ответственность человека за принятые решения.

Однако со временем трансформация производства все равно будет происходить. Например, тот же сегодняшний машинист сможет пересесть из кабины локомотива в «интеллектуальную диспетчерскую», где у него будут необходимые инструменты для управления «умным» локомотивом. И такому специалисту достаточно будет просто знать, на какую кнопку нажать, чтобы изменить параметры работы локомотива. Ну а когда-то за человеком вообще останется только контроль экономических показателей бизнеса.

Честно сказать, пока звучит футуристично. В какой перспективе вы прогнозируете такие изменения?

Я думаю, в 2025–2030 годах «цифра» все глубже будет внедряться непосредственно в производственные процессы, а человек станет больше ориентирован не на физический труд, а на контроль технологических процессов. Вторым рубежом станет период 2035–2040 годов, когда за человеком останется контроль бизнес-параметров. А в 2045–2050 годах, надеюсь, будет уже как в песне «До чего
дошел прогресс!»: «…вкалывают роботы, а не человек».
КОРОТКО

  • Группа компаний 2050.DIGITAL сотрудничает с ТМХ и ГК «ЛокоТех» по двум основным направлениям: разработка проектов, нацеленных на повышение эффективности уже существующего бизнеса партнеров, а также формирование перспективных продуктов, которые обеспечат выход объединенного холдинга на новые рынки.
  •  В отличие от высокоразвитых в технологическом отношении стран России роботизация нужна для увеличения производства, обеспечения экономической, продовольственной и государственной безопасности.
  •  Цифровые технологии потребуют от людей новых навыков. Роботы станут выполнять все больше производственных операций. При этом потребность в человеческом труде останется, особенно это касается сфер, где необходимо принимать ответственные решения и контролировать экономические показатели бизнеса.
О принципах нового технологического уклада и перспективах цифровой трансформации российской промышленности читайте в статье «Индустрия 4.0. Догнать и перегнать».

Более подробно о программе внедрения предиктивного анализа состояния локомотивов рассказывает генеральный директор компании Clover Group Денис Касимов.

О цифровой трансформации «Трансмашхолдинга» читайте в интервью генерального директора Кирилла Липы.

Перспективы работы цифровых заводов оценивает Алексей Белинский, член совета директоров ГК «ЛокоТех» и председатель совета директоров компании 2050.DIGITAL.