Новое поколение
Однако ученые продолжили экспериментировать и создали материалы с пониженным содержанием свинца, обладающие меньшим весом и большей гибкостью.
Недавно российско-германская группа ученых с участием специалистов «МИСиС» показала новый пьезоэлектрик, совмещающий преимущества керамики и органических полимеров.
«Композиционные материалы на основе полимера и классических сегнетоэлектриков, обладающие пьезо- и пироэлектрическими свойствами, имеют ряд преимуществ по сравнению с чистой керамикой: малая плотность, возможность изготовления деталей любого размера и формы, механическая эластичность, стабильность электрофизических свойств, простота и относительно низкая стоимость получения. Кроме того, синтезированный композит отлично проявил себя при высоких давлениях, что делает его прекрасной основой для датчиков давления», — рассказывает старший научный сотрудник НИТУ «МИСиС» Дмитрий Киселев.
В Литве, в свою очередь, начали использовать поливинилиденфторид (ПВДФ/PVDF). Это фторосодержащий полимер, который представляет собой очень тонкую пленку, собранную на консольной конструкции. Такой материал гораздо крепче и уже может использоваться в транспорте и промышленности. Разработчики заявляют, что их приборы могут генерировать энергию в диапазоне милливатт. Ранее показатели пьезоэлектриков были скромнее.
С использованием ПВДФ разработчики предлагают создавать автономные датчики. Их можно будет устанавливать на рельсовых путях, стрелочных переводах или в самих поездах (например, для контроля за распределением веса в вагонах). Такой датчик сможет круглосуточно собирать информацию и отправлять данные на серверы для дальнейшего анализа.
Оборудование, способное автономно работать за счет энергии вибрации, можно использовать, чтобы обеспечить работу сетей 5G. Разработчики рассчитывают, что новые приборы ускорят распространение промышленного интернета вещей (IoT) в железнодорожной отрасли. Сейчас из-за огромной протяженности путей не всегда удается гарантировать устойчивость сигнала связи на всем протяжении следования поезда.
Впрочем, пьезоэлектрики пока не готовы к широкому промышленному применению. «Материалы нового поколения действительно позволяют повысить эффективность генерации (до 4–20 раз): добавление амортизирующего эффекта положительно сказывается на достижении и удержании оптимального резонанса, но многие проблемы сохраняются. Для масштабирования использования пьезоэлектричества необходимы значительные инвестиции в сопутствующую инфраструктуру (магнитные подушки, амортизирующие материалы и т.д.). Эти расходы зачастую несопоставимы с экономическим эффектом. Формально сегодня интеграция многих решений с применением ВИЭ обойдется намного дешевле, чем пьезоэлектрогенерация», — резюмирует Александр Ковалев.