Мир! Дружба! Дизайн!

Одним из отражений эстетики и философии той или иной эпохи является промышленный дизайн. Система ценностей общества неизбежно находит свое воплощение во внешнем виде и функционале вещей. В конце минувшего года в Новой Третьяковке, в Москве, открылась выставка «Мир! Дружба! Дизайн!», посвященная истории промышленного дизайна в нашей стране начиная с послевоенных лет и до наших дней.
Мир! Дружба! Дизайн!
Одним из отражений эстетики и философии той или иной эпохи является промышленный дизайн. Система ценностей общества неизбежно находит свое воплощение во внешнем виде и функционале вещей. в конце минувшего года в Новой Третьяковке, в Москве, открылась выставка «Мир! Дружба! Дизайн!», посвященная истории промышленного дизайна в нашей стране начиная с послевоенных лет и до наших дней.
11 разделов выставки посвящены работам в авиации и космонавтике, автомобилестроении, вело- и мототехнике, водном транспорте, тяжелой технике, радиоэлектронике, оптике, предметах быта. Бэтмобиль, космический самовар, фоторужье и квадроцикл Калашникова — в масштабной экспозиции нашли свое место яркие проекты советских и российских специалистов.

Именно советские разработки в области транспорта и машиностроения заложили основы промышленного дизайна в нашей стране, определили его философию и характер. О том, как все начиналось, рассказала Ольга Дружинина, куратор выставки, директор по науке Московского музея дизайна: «1945 год стал определяющим для отечественного промдизайна, в частности для железнодорожного транспорта. Художник-конструктор Юрий Соловьев вместе с группой проектировщиков создал макет плацкартного вагона в натуральную величину, задав вектор развития пассажирского железнодорожного транспорта. Вагон был спроектирован совершенно по-новому. Были использованы современные материалы, разработана новая планировка. Профилированные кресла, полки, которые поднимались и опускались, легкие откидные столики, откидные лестницы, зеркала – все эти знакомые нам элементы вошли в интерьер вагона благодаря Соловьеву. Для своего времени это был прорывной проект».
Выставка «Мир! Дружба! Дизайн!» — шанс взглянуть на эволюцию отечественного промышленного дизайна
При большой пассажировместимости (54 места) Соловьеву удалось совместить в новом плацкарте удобство, эргономичность и дешевизну, удовлетворив запрос общества — стремление к комфорту и эстетике, а также растущую мобильность населения.

На выставке представлен конкурсный проект вагонов метро, разработанный в 1987 году специалистами ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана. С развитием городской инфраструктуры возникла необходимость пересмотра функциональных особенностей общественного транспорта, и конструкторы предложили для метрополитена четыре типа вагонов. Интерьер был спроектирован с учетом особенностей маршрута. Так, в поездах кольцевой линии пассажиры, как правило, едут на небольшие расстояния и редко садятся. В то же время кольцевая линия проходит почти через все московские вокзалы, а значит, целесообразно увеличить пространство для багажа за счет сокращения количества сидячих мест. К сожалению, проект не получил путевку в жизнь.
Уральский тягач-вездеход
В 60-х годах в сознание обывателя врывается идея покорения космоса. Успехи космической программы СССР стали важнейшими историческими событиями, повлиявшими на общественную мысль и, как следствие, на промышленный дизайн. В моду входят гладкие металлические поверхности и обтекаемые формы (к примеру, пылесосы, наручные часы завода «Ракета»). Среди экспонатов этого периода — самовар «Спутник», напоминающий миниатюрный луноход, и макет чаши для олимпийского огня Олимпиады-80, похожий на носовую часть космического аппарата.
Электрический самовар «Спутник» — советский дефицит и отличный образец дизайнерской мысли своей эпохи
В ХХI веке в обществе формируется запрос на универсальность. Железнодорожное машиностроение отзывается современными разработками, одну из которых представил в 2018 году Уралвагонзавод. Это уникальный тягач, его мощность позволяет перемещать до 20 порожних вагонов. Однако маневровые операции — не единственное достоинство. Машину можно снять с рельсов и использовать в качестве специальной техники (например, снегоуборочной машины, экскаватора, фронтального погрузчика, манипулятора и т.д.).
Эстетика сегодня
продается порой лучше,
чем функциональность
Эмоциональный дизайн — это еще одна черта современности, нашедшая свое отражение и в городском транспорте. Трехсекционный низкопольный трамвай УВЗ R1, представленный специа­листами «Уралтрансмаша» в 2014 году, — лучшее тому подтверждение. Черный уральский самоцвет в металлической оправе — именно так, по замыслу авторов, должен выглядеть трамвай современного уральского города. В народе проект в шутку прозвали «бэтмобиль» и «айфон на рельсах». Машина получилась эффектной: черный корпус, кабина с обратным углом наклона, салон, вмещающий 250 пассажиров, ступени с подогревом, поручни с антибактериальным покрытием — кажется, у трамвая есть все, чтобы стать образцом городского транспорта нового тысячелетия.
Проект подвижного состава образца 1987 года
Промышленный дизайн сегодня не просто придание предметам красивой формы. Мир, который нас окружает, должен соответствовать технологическим требованиям индустрии 4.0, новой промышленной революции.

Очень много новых смыслов мы вкладываем в привычные вещи. Нам уже недостаточно, чтобы самолет или поезд привозил нас из точки А в точку Б. Мы хотим, чтобы он заряжал наши гаджеты, на борту были развлекательная система и доступ в Интернет.

И мы хотим, чтобы внешний облик предметов, вещей, оборудования соответствовал этим новым смыслам, то есть чтобы форма соответствовала содержанию. В этом и есть ключевая ценность и основная задача промышленного дизайна.
Подобные проекты лишний раз подтверждают: промышленный дизайн больше чем просто безупречная визуа­лизация. Работа только над функциональностью в ущерб стилю лишает изделие способности отвечать на эстетические потребительские запросы своего времени. Согласитесь, эстетика сегодня продается порой лучше, чем функциональность.
Читать также