Если у компании хотя бы в общих чертах выработаны принципы социальной ответственности, важно понять, на чем и почему исторически был сделан акцент при выборе социальных программ и что актуально для бизнеса сегодня. Иногда очень многое зависит от интересов первого лица, принимающего решения, или от наиболее активных сотрудников. Для начала нужно проанализировать ситуацию: понять, кто и во что уже вкладывается, что ближе вашей компании, что волнует именно вас. При этом руководствоваться не только эмоциями, но и здравым смыслом. Если, например, многие уже работают по определенной схеме, значит, дополнительная помощь не нужна, прогноз позитивный. Но одновременно появляются другие темы, которые пока мало кого интересуют, возможно, более сложные, но с перспективой добиться реального результата. Взяться за такие направления будет намного полезнее и интереснее.
Постарайтесь внимательно изучить, что конкретно стоит за каждой просьбой о помощи, ради чего проект реализуется, какой планируется результат и в какие сроки его можно достичь. Интернет дает возможность получить практически всю информацию о проектах и их организаторах, изучить все отзывы. Можно ориентироваться на годовые отчеты, которые публикуют крупные компании и фонды. Желательно лично пообщаться с теми, кто уже вошел в сферу социальных проектов. Вполне доступны специализированные ресурсные центры, в которых концентрируются сведения о некоммерческих организациях.
Все больше становится моветоном поддерживать разовые акции, возможно, красивые и зрелищные, но не несущие никаких позитивных изменений в жизни реальных людей. Важнее выбирать проекты, которые дают значимый результат для конкретной целевой группы. Обращайте внимание на описание проекта: это должны быть не только звучные слоганы, но и четко сформулированная проблемная ситуация, обозначенные сроки проекта, ожидаемый количественный и качественный результат. Очень важно, прописаны ли конкретные шаги по достижению цели и механизм реализации проекта, кто еще вовлечен, под силу ли заявленным партнерам реализовать задуманное, задействованы ли профессиональные эксперты — все это критерии того, будет ли проект выполнен качественно и с пользой.
К сожалению, все еще достаточно распространена материальная помощь детским домам в виде игрушек или повседневных вещей. Причем благотворители выбирают учреждения, в которые просто удобнее приехать, как правило, в крупных городах. Во-первых, не все детские дома нуждаются в материальной поддержке, а во-вторых, решение социальных проблем таким путем рождает новую проблему — иждивенческая и сугубо потребительная позиция детей. Если бизнес все-таки выбирает детский дом, намного лучше проводить регулярные встречи с воспитанниками, мастер-классы, поддерживать семейное устройство детей или реабилитацию кровной семьи. По крайней мере, это будут социальные инвестиции в решение проблемы, а не просто бессмысленная яркая акция.