© 2018–2019 Train and Brain

Смена декораций

Европейская реформа железнодорожного транспорта, направленная
на стимулирование конкуренции, заставила производителей заняться своими
брендами и изменить требования к внешнему виду и интерьеру подвижного состава. Машиностроители быстро поняли, что одних лишь технических инноваций для победы в тендерах уже недостаточно. Теперь они постоянно ищут оригинальные дизайнерские решения, одновременно стремясь сохранить собственную идентичность.
Игра света и тени

Сегодня промышленные дизайнеры играют важную роль в разработке интерьера и экстерьера современных поездов, пытаясь сочетать интересы пассажиров, перевозчиков и производителей подвижного состава. Понимая сложность и масштабы задачи, руководство Alstom еще в 2000 году сделало ставку на создание собственного профильного департамента.

Первоначально команда состояла из трех человек и занималась лишь подземным и пригородным транспортом. В 2005 году креативную группу возглавил Ксавье Аллар, ранее посвятивший более 20 лет проектированию грузовиков в Renault. Во многом благодаря его энтузиазму Alstom сегодня силами нескольких десятков специалистов выполняет промышленный дизайн всей линейки подвижного состава.
  • Ксавье Аллар
Мы посмотрели на локомотив глазами машиниста и подобрали максимально удобный для управления поездом наклон и радиус лобового стекла.

Стараниями Аллара в лексикон инженеров перекочевали характерные для автомобилистов термины: «однообъемник», «закраины» и прочие. Четвертое поколение AGV, представленное в конце прошлого десятилетия, стало первым воплощением идей именитого дизайнера и одновременно маленькой инженерной революцией. «Мы посмотрели на локомотив глазами машиниста и подобрали максимально удобный для управления поездом наклон и радиус лобового стекла, очень долго работали над снижением шумов, пока не сумели спрятать каретку за выступами стенок корпуса с выполнением всех требований по безопасности движения», —вспоминает К. Аллар. Помимо того дизайнеры убедили инженеров убрать традиционные колонны между окнами, обеспечив пассажирам панорамный обзор.

Самому Аллару также пришлось адаптироваться к особенностям железнодорожного машинострое­ния: регулярному (раз в два-три месяца) участию в тендерах, отсутствию возможности постоянно работать с полноразмерными моделями, а также необходимости сочетать в одном конкретном продукте особенности бренда производителя и перевозчика. Это потребовало серьезных изменений в процессе разработки новой техники и инвестиций в компьютерный инструментарий.
Высокоскоростной поезд Alstom AGV
«Мы начинаем с того, что внимательно выслушиваем требования клиентов относительно предполагаемого использования подвижного состава, его внешнего и внутреннего вида. Это помогает нам разработать эстетическую концепцию и графические решения, подобрать цвета и материалы», — рассказывает К. Аллар. Вся работа производится в режиме реального времени в облачной компьютерной среде с использованием средств объемного проектирования. После утверждения эскизов и компьютерной модели создается уменьшенный макет будущего поезда — его используют для согласования экстерь­ера с заказчиком. Затем из реальных промышленных материалов собирается окончательный прототип, который перевозчик впоследствии может использовать в коммуникациях со своими клиентами.

Дизайнеры Alstom взаимодействуют с инженерами на всех этапах разработки подвижного состава, в том числе предлагают идеи стандартизированных конструктивных элементов, сочетая которые можно добиться большей индивидуализации. Фактически основой каждого нового поезда остается проверенная в деле техническая платформа, но примерно пятая часть интерьера и экстерьера создается непосредственно под конкретного клиента.
Дизайнеры взаимодействуют с инженерами на всех этапах разработки подвижного состава
Чтобы угнаться за плотным графиком тендеров, департамент дизайна Alstom поделен на три компактные команды: одна отвечает за продуктовый дизайн, вторая — за компьютерное моделирование, а третья — за изучение новых технологий и материалов. Например, еще в прошлом десятилетии для освещения поездов устанавливались неоновые трубки, но расположить их в вагонах можно было лишь в определенных местах. Сейчас с помощью более «мобильных» светодиодных светильников создают игру света и тени, выстраивают композиции прямого и отраженного света, варьируют яркость в зависимости от местоположения поезда и времени суток. Все это позволило создать новые интересные интерьеры, такие как в метрополитене Лилля, где сегодня используются лампы дневного света.
Вагон метро для Варшавы — тандем Siemens и BMW Designworks
Одиночество в толпе

В отличие от Alstom, германский производитель подвижного состава Siemens многие десятилетия сотрудничает преимущественно с внешними промышленными дизайнерами. В 2002 году DesignworksUSA, входящая в состав BMW Group, разработала по заказу компании новую стратегию дизайна, нацеленную на визуальную демонстрацию самой сильной стороны бренда — экспертизы Siemens в транспортном секторе. Предполагалось, что инженерная мощь компании будет читаться в каждом локомотиве или вагоне — концепция очень схожа с идеями Аллара. Однако если француз сделал визитной карточкой своих поездов окна, то немцы решили завоевать сердца пассажиров буквально с первых шагов, создав уникальную конфигурацию дверного проема.

Железнодорожники активно заимствуют приемы автомобильного дизайна и потому пристально следят за тем, что происходит в этой области. Но если автомобильная промышленность охвачена идеей совместного использования, то производители подвижного состава больше думают об обеспечении индивидуального комфорта в скученном пространстве. «Это очень интересные встречные тенденции, — говорит К. Аллар. — Одна из моих подчиненных призналась, что мечтает сделать людей, путешествующих в поездах, лучше. Я ответил: «Это невозможно, но ты попытайся».
Железнодорожники активно задействуют приемы автомобильного дизайна
Построить сильный машиностроительный бренд, разрабатывая отдельные оригинальные типы подвижного состава, крайне сложно, считают в Alstom. Поэтому сегодня дизайнеры компании создают целые семейства железнодорожной техники — от городских трамваев до высокоскоростных поездов. Это позволяет наделить продукцию общими легкоузнаваемыми чертами. Но даже Alstom не может позволить себе разрабатывать дизайн подвижного состава в одиночку: компании нужны новые свежие идеи, да и заказчики часто подталкивают к сотрудничеству с независимыми бюро. Итальянская Italdesign Giugiaro и германская TRICON разработали интерьеры для итальянского AGV NTV и германского ICEX. Кристиан Лакруа нарисовал ливрею трамваев для муниципалитета Монпелье. А над шведскими региональными поездами X60 трудились сразу три подрядчика: I-Design, Haslacher и Peter Neumaster.

Обеспечивая комфорт и выразительный внешний вид, дизайнеры стремятся идти в ногу со временем. Сегодня практически у каждого пассажира есть смартфон с подключением к Интернету, что позволяет следить за изменениями в расписании и получать дополнительную информацию о маршруте. Но это не значит, что в поезде теперь нет места для привычных информационных табло, просто они должны стать другими. С развитием беспилотного транспорта потребность в «общении» между машиной и человеком только возрастает. В Alstom считают идеальным информационным экраном все те же панорамные окна, а DesignworksUSA нашла для Siemens решение в виде древовидной системы поручней, в которую встроен виртуальный кондуктор.
Дизайнерский трамвай Кристиана Лакруа
Изменения в подходах к проектированию подвижного состава затронули не только Европу. За последние несколько лет берлинское бюро IFS Design разработало по заказу китайской CRRC несколько концептуальных грузовых локомотивов, на базе которых будут созданы новые виды подвижного состава, в том числе для поставок на экспорт. В задачу проектировщиков, в частности, входило полное переосмысление устройства кабины машиниста: для приборной доски и органов управления был предложен соответствующий современным требованиям эргономики модульный дизайн.

Также при участии CRRC в Китае недавно учреждено Общество промышленных дизайнеров подвижного состава (RVID), которое регулярно проводит международные отраслевые конференции и конкурсы. В компании говорят, что ее основной целью является поиск новых идей, содействующих ускорению разработки безопасных, экономичных, энергоэффективных и экологически безвредных видов подвижного состава с использованием современных материалов.
В древовидную систему поручней встроен виртуальный кондуктор
Усилиями дизайнеров современные локомотивы уже совсем не похожи на грохочущие паровозы из недавнего прошлого. Удобные и комфортные, они одновременно стали более безопасными в управлении и дружественными к окружающей среде. Но производители по-прежнему находятся лишь в начале пути: им еще только предстоит выйти из тени коллег и самим стать законодателями транспортной моды.