Транспортный комплекс сегодня — это отрасль с высочайшими темпами цифровизации. И в ситуации, когда наши стратегические партнеры активно реализуют цифровые проекты, наши бизнес-процессы просто не могут оставаться «аналоговыми». Это касается всех категорий персонала: локомотивы становятся «умными» — и работники на основных ремонтных позициях должны освоить приемы обслуживания и ремонта электронного оборудования. Учетные системы централизуются, расширяются потоки электронного документооборота — и сотруднику на офисном рабочем месте уже недостаточно владения стандартным пакетом Word + Excel + Power Point. Скорость обработки информационных потоков требует сегодня умения создавать и передавать данные в 10–15 информационных системах, в том числе и тех, которые еще пять лет назад считались «узкоспециальными», бухгалтерскими или конструкторскими.
Например, нам в департаменте развития персонала полтора года назад потребовалось создать для внутрикорпоративной системы обучения 3D-контент, имитирующий работу узлов и систем локомотивов. За полтора года мне, как руководителю этого проекта, понадобилось нарастить серьезную экспертизу в различных IT-сферах, позволяющую понять, почему твердотельные модели для учебных целей не подходят, а подходят полигональные, какая видеокарта сегодня производительнее всего и почему SCORM-формат несовместим с мобильным приложением. Это лишь малая часть знаний, которые необходимы мне для того, чтобы руководить рабочей группой образовательного проекта.
Если спросить любого нашего работника, какие три ключевых навыка он освоил за последние три года, два из трех наверняка будут касаться «цифры». Поэтому главной компетенцией сотрудника вне зависимости от его функциональной роли сегодня я бы назвала «цифровую грамотность» — базовое понимание архитектуры информационных сетей, умение формировать качественные поисковые запросы, отсутствие страха перед любыми гаджетами, знание основных форматов хранения и передачи данных. К сожалению, в сознании многих профессионалов Интернет сегодня идет по разряду «поглотитель времени», а цифровое устройство — «дорогая игрушка». Я сама общалась с линейными руководителями, которые гордятся тем, что до сих пор используют кнопочные телефоны, и верят, что тем самым повышают эффективность использования своего времени. Понимание того, какие мощные возможности совершенствования рабочих процессов дают современные программные продукты и устройства, умение ориентироваться в их многообразии и понимать, по каким параметрам стоит выбирать нужные решения, — эти компетенции для цифрового бизнеса становятся принципиальными. И резко возрастает значимость таких личностных качеств, как самодисциплина и критическое мышление.
Для того чтобы сделать обучение производственного персонала сфокусированным на критически важных для бизнеса задачах и технологиях, с 2018 года в ГК «ЛокоТех» реализуется проект «Корпоративный университет». Проект относится к стратегическим, в него вовлечены практически все функциональные блоки. За два года нам удалось создать на 37 производственных площадках (в депо и на заводах) мультимедийные учебные классы, оснащенные мощной компьютерной и видеотехникой. Она обеспечивает возможность работать с 3D-графикой, самим создавать и оцифровывать методические и учебные материалы — например, снимая уникальные дефекты узлов и приемы их ремонта и создавая на базе этих съемок Full HD-видео. Из любого класса доступна наша любимая и уникальная разработка — учебные 3D-фильмы, позволяющие работнику отработать приемы и способы обслуживания любого узла локомотива в трех режимах: знакомство с конструкцией устройства/изучение технологического процесса его обслуживания и ремонта/тестовая самопроверка. Сегодня в систему загружено уже 98 узлов и систем по локомотивам 4 серий, в разработке — еще 91 узел по 5 новым сериям, а также 3 учебных фильма по технологиям работы с группами оборудования. Планируем к концу 2021 года оборудовать классы во всех подразделениях ГК «ЛокоТех» (а это 95 производственных площадок) и увеличить количество 3D-моделей до 320, по всем сериям обслуживаемых нашими предприятиями локомотивов. В октябре этого года с полной нагрузкой заработает платформа дистанционного обучения, доступ к которой получит каждый работник ГК «ЛокоТех». Благодаря этому любой рабочий сможет пройти необходимое обучение фактически без отрыва от рабочего места, гибко планируя режим теоретических и практических занятий, а время, проходящее между появлением запроса на обучение и его завершением, сократится до двух месяцев.
Для руководителей и квалифицированных сотрудников в компании предлагается целый спектр возможностей дистанционного обучения — на корпоративном портале размещены записи видеокурсов, материалы обучающих вебинаров и программ, реализованных в компании за последние три года. Скоро стартует масштабный проект поддерживающего функционального обучения — фактически любая инновация будет обеспечена обучающим сопровождением «из первых рук»: преподавателями станут сотрудники соответствующего департамента либо управления. В этой ситуации наш департамент развития персонала становится корпоративным методическим центром, помогающим «внутренним» преподавателям создать качественный наглядный контент, обучиться навыкам работы на вебинарных площадках и сохранить наработки доступными для пользователей «в один клик».