В поисках идеала
С распространением телеграфной системы связи в мире началась конкурентная борьба между различными типами устройств. Самое известное из них — аппарат Морзе, прошедший испытания в 1837 году. Он имел ряд преимуществ над конкурентами. Например, альтернативная модель устройства от инженера Вернера фон Сименса была сложнее в обслуживании и обеспечивала скорость передачи не более 25 слов в час – в десять раз меньше, чем аппараты Морзе, которые при этом выдавали еще и контрольную телеграфную ленту с содержанием послания.
Кроме того, аппарат Морзе давал возможность по гальваноскопу контролировать состояние цепей связи, то есть выявлять обрыв или короткое замыкание на линии.
Основным способом соединения аппаратов в «телекоммуникационную сеть» стало строительство воздушных линий связи (ВЛС), но и это решение прижилось не сразу. Так, первую в России телеграфную магистраль протяженностью около 650 км построили в конце 1852 года на Петербурго-Московской железной дороге. В Главном управлении путей сообщения России поначалу предпочли вариант подземной прокладки сети. Кабельная линия оказалась крайне ненадежной и сложной в обслуживании, поэтому через два года ей на смену пришли воздушные линии связи – на столбах на крюках крепились до четырех медных и стальных проводов, в которые включались телеграфные аппараты.