Karlsruhe Stadtbahn
Первая попытка объединить традиционную железнодорожную инфраструктуру с городской трамвайной системой произошла в немецком городе Карлсруэ в 1992 году.
За 30 лет существования система Karlsruhe Stadtbahn расширилась почти на 300 км и 12 линий. Сегодня пассажиры этой системы без пересадок могут перемещаться, например, по маршруту Баден-Баден и Карлсруэ. При этом начать и закончить путешествие можно в центре городов.
Линия находится в совместном управлении двух операторов городского транспорта — VBK и AVG, а также DB, который отвечает за удаленные участки (от Пфорцхайма и Бреттена до Битигхайм-Биссингена). Весь маршрут полностью электрифицирован, но часть участков линий оборудована контактной сетью 750 В (постоянный ток), а часть работает по стандарту 15 кВ (переменный ток с частотой 16,7 Гц).
По ходу работ инженерам приходилось преодолевать много сложностей. В частности, так и не удалось унифицировать платформы разной высоты под новую систему. Приходится искать индивидуальное решение для каждой конкретной станции. Например, сейчас по плану реконструкции центрального вокзала в Карлсруэ предусмотрены посадочные площадки разной высоты по обе стороны от трасс. Высота платформ с правой стороны останется на уровне 34 см (для трамваев), а с левой стороны ее увеличат до 55 см.
Тем не менее систему Karlsruhe Stadtbahn всегда приводят как пример успешной реализации концепции tram-train. Показательно, что на сегодняшней день наибольшее число маршрутов для трамвайных поездов проложено именно по территории Германии. Наиболее известны системы в городах Саарбрюккен, Нордхаузен, Кассель, Хемниц.