Гремучая смесь

Сегодня на железных дорогах наблюдается самый масштабный всплеск интереса к биотопливу в истории. Современные технологии позволили приблизить характеристики экологичного горючего к традиционному, но непопулярному у зеленых дизелю. Как следствие, биотопливо заняло достойное место среди альтернативных источников энергии, тестируемых для рельсового транспорта.
Курс на декарбонизацию мировой экономики заставляет производителей искать все новые способы снизить выбросы углерода в атмосферу. Одним из решений стало появление топлива, производимого из природных возобновляемых продуктов. Эксперименты идут уже несколько десятилетий — появились транспортные средства, которые приводятся в движение биоуглем, биометаном. Сегодня самое распространенное топливо этой категории — биодизель, который создается в результате переработки масленичных культур. Подходят подсолнечное, соевое, рапсовое, арахисовое, льняное, пальмовое, кукурузное, конопляное, кунжутное и другие масла. Чаще всего используют рапс — самую дешевую из культур.

Вначале биодизель применяли преимущественно для заправки автомобильного транспорта. Зачастую автовладельцы просто создавали смесь: 20% биодизеля на 80% дизеля. Этот коктейль мог «переварить» любой серийный двигатель. Биодизель следующего поколения можно уже заливать в 100%-ном объеме, без внесения существенных изменений в конструкцию многих дизельных агрегатов.

Первые поезда на биотопливе появились в 2000-х. Было несколько ярких экспериментов. В 2007 году в Великобритании состоялась торжественная заправка британского королевского поезда биодизелем. Приблизительно в то же время в шведском Линчепинге запустили несколько поездов, заправленных биогазом (производится из сточных вод). Чуть позже экологичное горючее тестировали в Канаде, США, Индии. Чаще использовалась, разумеется, смесь биотоплива и традиционного горючего из нефти.
Фото: Pavel Chagochkin/Shutterstock/FOTODOM
Зеленые преимущества
По оценкам Агентства по охране окружающей среды (EPA), биодизельное топ­ливо выделяет как минимум на 11% меньше окиси углерода и на 10% меньше твердых частиц, чем дизельное топливо. Оно нетоксично и поддается биологическому разложению. Кроме того, стоимость добычи биотоплива невысока. Так, с 1 га, засеянного рапсом, добывают порядка 1000 л рапсового масла. Его переработка с добавлением 110 кг спирта и 12 кг катализатора позволяет получить на выходе приблизительно 1100 л биодизеля.

Правда, биодизель при эксплуатации будет как минимум на 10% менее мощным, чем обыкновенный дизель, расход окажется выше на 20–40%. Такое топливо надо осторожно эксплуатировать при отрицательных температурах: биодизель, изготовленный из некоторых видов масла (например, соевого), может кристаллизироваться при температуре более чем –30 оС. Также это горючее имеет меньший срок хранения.

Несмотря на имеющиеся недостатки, постепенно к биотопливу стали присмат­риваться и производители локомотивов. Предусмотренное зеленым курсом ЕС переоснащение железнодорожной отрасли поездами, использующими альтернативные источники энергии, затянется на несколько десятилетий. Дизельные поезда на все это время останутся в строю. В то же время снижать выбросы СО2 надо уже сейчас.

SNCF Régiolis
Французский оператор SNCF в 2021 году начал использовать последнее поколение биотоплива B100 для заправки 15 поездов Régiolis (относятся к региональному классу TER — Transport Express Régional). Они курсируют на коммерческом маршруте Париж — Гранвиль.

B100 — самый распространенный на сегодняшний день биодизель. По итогам ряда исследований, в том числе американского Advanced Fuel Center 2020 года, B100 последних поколений после консультации с производителем можно использовать в чистом виде в дизельных двигателях в теплый период. В зимнее время топливо становится более вязким, в зависимости от исходного сырья, и, как следствие, возможны проблемы с обслуживанием. Чтобы их избежать, необходимо добавлять обычный дизель.

SNCF также привлек факт, что процесс заправки дизеля и B100 идентичен. Переобучение персонала не требуется. Сейчас решается вопрос о расширении числа биодизельных маршрутов во Франции.
Фото: Spech/Shutterstock/FOTODOM
DB Cargo HVO
Оператор DB Cargo летом 2021 года представил локомотив, работающий на экологически чистом топ­ливе из отработанного гидроочищенного растительного масла (HVO). Оно синтетически производится путем гидроочистки из растительных масел или животных жиров. Фактически это самый современный на сегодня вид биодизеля. В DB Cargo утверждают, что локомотив, работающий на HVO, может минимизировать выбросы CO2 до 90% по сравнению с аналогичной моделью, заправленной горючим из нефтепродуктов. HVO можно использовать в чистом виде или создав смесь с традиционным красным дизельным топливом.

На тестовых заездах два грузовых локомотива Class 66 (66085 и 66077) совершили в общей сложности 19 рейсов между портом и новым заводом Maritime в Ист-Мидлендсе.

Пока опубликован лишь один маршрут поезда HVO. Он будет перевозить автомобили Toyota с британских заводов во Францию и в Чехию через туннель под Ла-Маншем, а на обратном пути будет импортировать модели и запчасти Toyota из Европы в Великобританию. Но предварительно подтверждено, что еще один такой поезд будет эксплуатироваться в Шотландии.
Фото: DB Cargo UK
FREIGHTLINER CLASS 66
Оператор Freightliner в 2021 году получил государственное финансирование для разработки двигателя, использующего несколько типов топлива, для локомотива грузового Class 66. Выбор той же модели локомотива, что и для проекта DB Cargo HVO, не случаен. Она перевозит более 80% грузов по железнодорожной сети Великобритании.

Предварительно объявлено, что локомотив оснастят двигателем с технологией точного впрыска Clean Air Power. Это позволит Class 66 ездить на сочетании дизельного топлива, биогаза и водорода. Решение Clean Air Power уже применяется в дорожной отрасли, но в секторе железнодорожных грузовых перевозок будет использовано впервые.

Все работы с локомотивами, статические испытания и сбор данных о выбросах будут проводиться на предприятии по техническому обслуживанию автомобилей в Лидсе. Продемонстрировать локомотив Freightliner обещает в 2022 году.
Фото: Kev Gregory/Shutterstock/FOTODOM
AB TRANSITIO BIODIESEL ELECTRIC
Весной 2021 года оператор AB Transitio заключил с машиностроительным концерном CAF контракт на производство восьми биодизель-электрических бимодальных поездов (bimodal biodiesel-electric). Поставка намечена на конец 2023 года. В договоре существует опция заказа еще семи моделей данного типа.

В CAF заверяют, что нашли способ использовать биотопливо в регионах с отрицательной температурой. При этом речь идет именно о заправке двигателя чистым биодизелем, а не смесью.

Новые поезда будут рассчитаны на работу в экстремальных погодных условиях от –40 до +40 оС. Использовать эти модели предполагается в четырех регионах Швеции: в графстве Йенчепинг, графстве Кальмар, Кроноберге и Блекинге.

CAF также обещает, что локомотивы будут иметь неплохие ходовые характеристики и разгонять поезда до 140 км/ч.
Фото: Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles, S.A. (CAF)
BIO ULTRA
Ultra Light Rail Partners в середине 2020 года продемонстрировала прототип поезда-вагона на биометане на испытательном стенде в Motorail в Уорикшире. В 2021 году компания получила грант на разработку модели, рассчитанной на 120 пассажиров. На маршрут выйдет поезд-вагон длиной около 20 м. Емкость баков обеспечит максимальный запас хода около 3200 км.

Раньше модели на биогазе не пользовались спросом из-за характерного резкого запаха паров, выделяемых двигателем. В Ultra Light Rail заверяют, что решили проблему. Другой недостаток биогаза — слабая мощность, поэтому производитель использовал современные материалы, чтобы облегчить поезд. Вагон оказался почти в два раза легче стандартного. Теперь он должен развивать скорость порядка 75 км/ч.
Фото: Ultra Light Rail Partners Ltd. Ulrpartners.co.uk
BUREF VALLEY HOMEFIRE
На железной дороге Bure Valley Railway (BVR) летом 2021 года прошли испытания нескольких видов био­угля: Homefire Ecoal50, Briteflame и Homefire Oval, представленных компанией CPL Industries.

По итогам тестов лучше всех проявил себя Homefire Ecoal50. Этот вид топлива на 50% состоит из измельченной оливковой шелухи, а на 50% — из традиционных твердых топливных мелкозернистых частиц.

Homefire Ecoal50 смог продемонстрировать такие же ходовые характеристики, как и обычный уголь, но выбросы углекислого газа при его переработке оказались на 40% ниже.

Briteflame показал 80–85% производительности угля, Homefire Oval — 95%.