«Приступая к проекту электропоезда AIRSCP, мы хотели создать продукт, который соответствует последним трендам в области промышленного дизайна.
Тренд на панорамность широко используется в дизайне поездов, что особенно заметно где-то с 2000-х годов. Всем хорошо известны премиальные японские поезда и туристические поезда в Европе, снабженные панорамным остеклением. Большие панорамные боковые окна и прозрачная крыша, переходящая в площадку над кабиной электропоезда AIRSCP, создают ощущение открытого пространства и добавляют поезду изящества. Среди поездов, запущенных в промышленную эксплуатацию, я еще не встречал проектов с компоновкой, подобной нашей.
Когда видовое остекление является допустимым с технологической точки зрения, дизайнеры охотно этим пользуются. При создании проекта мы обращались к генеративному дизайну: просчитывали возможность сделать конструкцию более легкой, ажурной без ущерба для несущих конструкций. В результате у нас появилось больше открытых проемов, которые можно заполнить стеклом, а сам дизайн при этом выглядит оригинальнее.
Разрабатывая панорамное решение, мы хотели дать возможность пассажиру любоваться красотами, которые он проезжает. Панорамные поезда в мире редко бывают двухэтажными. Как правило, у туристических поездов с улучшенными «видовыми» характеристиками совсем другая компоновка: кабина машиниста небольшая и находится сбоку, как в трамвае, а рядом с ним расположена смотровая площадка. Это необычное, но не совсем комфортное решение, вряд ли подходящее для поездов, служащих прежде всего транспортом.
Сама по себе двухэтажная компоновка поезда в мире используется уже давно, но в России пока остается редкостью. Перед нами изначально стояла задача создать двухэтажный поезд. Поэтому сразу возникла идея использовать пространство над кабиной машиниста, для чего был сохранен вертикальный прямоугольный вид передней части — маски, хотя в современных поездах она часто является скошенной. Это позволило подчеркнуть архитектуру поезда, не превращая его визуально в «стремительную капсулу». А кроме того, дало возможность получить дополнительное полезное пространство над кабиной (2,5 м в высоту и примерно 3,5 м в ширину), которое может использоваться в качестве смотровой площадки, лаунж-зоны, детской игровой или vip-купе. В предложенном нами базовом варианте это зона отдыха, находясь в которой любой пассажир сможет почувствовать себя на месте машиниста или пассажира туристического автобуса, со второго этажа которого открываются захватывающие виды. Окончательное решение по поводу функционала этого пространства остается за перевозчиком.
Вертикальная маска электропоезда задала тон общему стилю, позволила добиться эффектного внешнего вида. Лобовое стекло и передние стойки кабины машиниста имеют обратный наклон, что помогает увеличить обзор и подчеркнуть уникальный характер. Такое решение очень редко встречается в железнодорожном дизайне.
Лаконичный, бескомпромиссный вид маски поезда отсылает нас к тенденциям в сфере автомобильного дизайна, где в последнее время все идет к внешнему упрощению, своего рода конструктивизму, при заметном повышении внутренней технологичности. Конструктивистский подход в дизайне характеризуется, как известно, использованием сокращенных и упрощенных выразительных средств. Высокий «лоб» поезда — элемент smart-дизайна, который ассоциируется еще и с беспилотными технологиями. Хотя, конечно, этот поезд задумывался как управляемый транспорт».