Массовая Элитарность

Концепт электропоезда AIRSCP, созданный Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ в партнерстве с ТМХ, стал лауреатом престижной международной дизайн-премии Red Dot Award в категории Design Concept («Дизайн-концепт»). Концепт воплощает самые актуальные тренды транспортного дизайна. Особенность поезда — максимальная обзорность.
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
Массовая Элитарность
Концепт электропоезда AIRSCP, созданный Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ в партнерстве с ТМХ, стал лауреатом престижной международной дизайн-премии Red Dot Award в категории Design Concept («Дизайн-концепт»). Концепт воплощает самые актуальные тренды транспортного дизайна. Особенность поезда — максимальная обзорность.
Концепт нового электропоезда даже названием подчеркивает, что создает пассажирам максимальные возможности для наблюдения во время поездки. AIRSCP — это акроним от airscape («панорамный вид»). Дизайнерам удалось воплотить задумку за счет нескольких концептуальных составляющих.

Ключевая особенность поезда — обзорная площадка второго этажа. Ее можно использовать как лаунж-­зону, игровую площадку или просто установить удобные высокие кресла, которые дадут путешественнику ощущение уединения и комфорта. С части обзорной площадки, которая располагается над кабиной управления, можно увидеть маршрут глазами машиниста.

Увеличивают обзорность большие боковые окна, которые создают ощущение открытого пространства, добавляют поезду изящности, помогают пассажирам насладиться видом. Это могут быть природные достопримечательности или городская архитектура.

Наконец, в дизайн AIRSCP добавлена панорамная крыша. Она выводит комфорт поездки на совершенно иной уровень. Проникающий естественный свет действует умиротворяюще, пассажир может расслабиться, наблюдая сменяющиеся облака. В то же время возможность электрохромного затемнения стекол обеспечивает гибкость режима освещения и всегда комфортную температуру.
Ключевая особенность поезда — обзорная площадка второго этажа
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
Сегодня создание панорамных поездов с большими окнами — один из важных трендов транспортного дизайна. Но обычно максимальная обзорность используется, чтобы подчеркнуть элитарность поезда и живописность маршрута, по которому он ходит. Подтверждают это и проекты последних лет. В мире громко заявили о себе как минимум два панорамных проекта, но оба они ориентированы на перевозку пассажиров в премиум-сегменте.

Например, концепт цельностеклянного поезда G позиционируется как «дворец на рельсах» и равняется на знаменитые яхты, такие как 80-метровое судно Venus. Поезд также использует возможности электрохромного затемнения и может переключаться на различные режимы поступления света — от полностью прозрачного до полностью затемненного.

Другой пример — поезд Rocky Mountaineer, вагоны которого выполнены с панорамными окнами и стеклянным куполом. Каждый вагон — это фактически комната с непредсказуемым калейдоскопом видов. Поезд будет курсировать по живописным маршрутам Канады.

AIRSCP не такой. Он может использоваться на красивых панорамных маршрутах и будет привлекателен для премиумных перевозок. Заказчик при желании может выбрать интерьер, рассчитанный на камерный круг путешественников.

При этом AIRSCP универсален. Концепт неслучайно спроектирован в двухэтажном исполнении. Это решение учитывает другой глобальный тренд — урбанизацию. Второй уровень позволяет перевозить максимально возможное количество людей в мегаполисах и на популярных направлениях. Двухэтажное исполнение позволяет вместить на 35% больше пассажиров и расширить пространство в салоне при сохранении прежней длины поезда и прежней пропускной способности путей.
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
Эти решения особенно востребованы там, где поезда уже не справляются с растущим потоком пассажиров. Таких маршрутов с каждым годом будет становиться все больше. По оценкам ООН, доля городского населения России к 2050 году увеличится до 83,3%. Сейчас она составляет порядка 74%.

AIRSCP доказывает, что массовые перевозки тоже могут быть комфортными, а поездка в панорамном поезде — доступна каждому пассажиру. Концепт даст возможность не только насладиться уникальными природными ландшафтами, но и оценить с различных, иногда неожиданных ракурсов обаяние и ритм современных городов.

Повышение комфорта в железно­дорожных поездках в скором времени может стать дополнительным аргументом, который склонит горожан отказываться от автомобилей с традиционными двигателями в пользу более экологичного транспорта. А это особенно востребовано сейчас, когда в мире и в России устойчиво продолжает набирать популярность глобальный тренд на декарбонизацию экономики.
  • Никита Павлов,
    дизайнер 2050.ЛАБ:
«Приступая к проекту электропоезда AIRSCP, мы хотели создать продукт, который соответствует последним трендам в области промышленного дизайна.

Тренд на панорамность широко используется в дизайне поездов, что особенно заметно где-то с 2000-х годов. Всем хорошо известны премиальные японские поезда и туристические поезда в Европе, снабженные панорамным остеклением. Большие панорамные боковые окна и прозрачная крыша, переходящая в площадку над кабиной электропоезда AIRSCP, создают ощущение открытого пространства и добавляют поезду изящества. Среди поездов, запущенных в промышленную эксплуатацию, я еще не встречал проектов с компоновкой, подобной нашей.

Когда видовое остекление является допустимым с технологической точки зрения, дизайнеры охотно этим пользуются. При создании проекта мы обращались к генеративному дизайну: просчитывали возможность сделать конструкцию более легкой, ажурной без ущерба для несущих конструкций. В результате у нас появилось больше открытых проемов, которые можно заполнить стеклом, а сам дизайн при этом выглядит оригинальнее.

Разрабатывая панорамное решение, мы хотели дать возможность пассажиру любоваться красотами, которые он проезжает. Панорамные поезда в мире редко бывают двухэтажными. Как правило, у туристических поездов с улучшенными «видовыми» характеристиками совсем другая компоновка: кабина машиниста небольшая и находится сбоку, как в трамвае, а рядом с ним расположена смотровая площадка. Это необычное, но не совсем комфортное решение, вряд ли подходящее для поездов, служащих прежде всего транспортом.

Сама по себе двухэтажная компоновка поезда в мире используется уже давно, но в России пока остается редкостью. Перед нами изначально стояла задача создать двухэтажный поезд. Поэтому сразу возникла идея использовать пространство над кабиной машиниста, для чего был сохранен вертикальный прямоугольный вид передней части — маски, хотя в современных поездах она часто является скошенной. Это позволило подчеркнуть архитектуру поезда, не превращая его визуально в «стремительную капсулу». А кроме того, дало возможность получить дополнительное полезное пространство над кабиной (2,5 м в высоту и примерно 3,5 м в ширину), которое может использоваться в качестве смотровой площадки, лаунж-зоны, детской игровой или vip-купе. В предложенном нами базовом варианте это зона отдыха, находясь в которой любой пассажир сможет почувствовать себя на месте машиниста или пассажира туристического автобуса, со второго этажа которого открываются захватывающие виды. Окончательное решение по поводу функционала этого пространства остается за перевозчиком.

Вертикальная маска электропоезда задала тон общему стилю, позволила добиться эффектного внешнего вида. Лобовое стекло и передние стойки кабины машиниста имеют обратный наклон, что помогает увеличить обзор и подчеркнуть уникальный характер. Такое решение очень редко встречается в железнодорожном дизайне.

Лаконичный, бескомпромиссный вид маски поезда отсылает нас к тенденциям в сфере автомобильного дизайна, где в последнее время все идет к внешнему упрощению, своего рода конструктивизму, при заметном повышении внутренней технологичности. Конструктивистский подход в дизайне характеризуется, как известно, использованием сокращенных и упрощенных выразительных средств. Высокий «лоб» поезда — элемент smart-дизайна, который ассоциируется еще и с беспилотными технологиями. Хотя, конечно, этот поезд задумывался как управляемый транспорт».

Читать также