© 2018–2019 Train and Brain

Доступный комфорт

Концепция интерьера плацкартного вагона в мире глобально не менялась уже больше века. Но новые материалы и способы проектирования дают дизайнерам возможность найти решения, которые одновременно повысят доходы операторов и увеличат комфорт путешественников.
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
Доступный комфорт
Концепция интерьера плацкартного вагона в мире глобально не менялась уже больше века. Но новые материалы и способы проектирования дают дизайнерам возможность найти решения, которые одновременно повысят доходы операторов и увеличат комфорт путешественников.
Купить билет в плацкартный вагон — значит приобрести самое доступное спальное место в поезде. Дешевле путешествовать по железной дороге только сидя. Но и условия пассажир получает весьма аскетичные. Отсек со спальными местами, как правило, не будет отгорожен дверьми, а число попутчиков в нем может достигать пяти человек.

Несколько лет назад казалось, что плацкартное купе постепенно отмирает. Например, в США и Канаде от вагонов такого типа фактически отказались. В остальных странах западного мира плацкарт позиционируют скорее как социальную услугу. В Европе эти вагоны чаще всего называют liegewagen или couchette car. Как правило, они входят в состав ночных поездов, курсирующих между крупнейшими городами.

В менее богатых странах (в Индии, Китае, России) плацкартные вагоны пользуются устойчивым спросом у пассажиров. Попытки операторов сократить их число, как правило, вызывают возражения политиков и средств массовой информации.

В разных странах пробовали различные подходы оптимизации пространства. Концепция эргономики плацкарта в XX веке менялась, но в целом оставалась консервативной. Например, в Советском Союзе, а затем в России было принято размещать дополнительные (боковые) спальные места в проходе, вдоль окна, а в Китае в этих местах устанавливали лишь небольшие откидные сиденья.

В Индии плацкартные вагоны (классы AС и 3AC) чаще, чем в остальном мире, оборудуют трехъярусными спальными местами, но, несмотря на различия, во всех странах мира поездки в таких вагонах принято было считать не очень комфортными.
Современный пассажир стремится путешествовать недорого и с необходимым уровнем комфорта
В новом вагоне индивидуальные купе-капсулы располагаются в два яруса под углом
Сегодня дизайнеры имеют возможность применить свежие концепции, использовать при оформлении вагонов новые материалы. Как следствие, получается не только сделать путешествие комфортнее для людей, но и повысить вместимость вагона, а значит, и доходность перевозки.

Так, осенью 2021 года новую концепцию плацкарта представили в Индии. В новом вагоне AC Economy 83 спальных места против 72 мест в 3AC Coach предыдущего образца. Каждую полку оборудовали розеткой, индивидуальной лампой для чтения и разъемом для зарядки мобильных устройств.

Лестницы, ведущие на среднюю и верхнюю полки, переработали, чтобы облегчить подъем и дать пассажирам больше пространства для головы, когда они находятся в положении лежа. В каждом отсеке предусмотрели складные столики и держатели для небольших предметов (бутылок, журналов, мобильных телефонов). Теперь отдельные вентиляционные отверстия есть у каждой полки. Наконец, новый дизайн позволил в принципе увеличить расстояние между средним и верхним спальным местом.

Летом 2021 года новую концепцию плацкартного купе предложили и в Европе. Немецкий оператор Urlaubs-Express (UEX) открыл дополнительную категорию спальных мест Couchette Max2. В вагонах такого типа дизайнеры существенно поработали над эргономикой: предусмотрели большее расстояние для сидящих и лежащих путешественников, а также увеличенные отсеки для хранения вещей в купе. Кроме того, все спальные места оборудовали лампами индивидуального освещения, розетками и занавесками.

Весьма вероятно, что в ближайшие несколько лет в мире будет презентовано еще много концепций организации эргономики плацкарта. В рамках реализации зеленого курса в ЕС возрождают маршруты ночных поездов, которые были сокращены в последние десятилетия. Теперь они призваны заменить самолеты на маршрутах длительностью от одного до трех часов. В 2021 году слипперы стали ходить из Брюсселя, Амстердама, Цюриха, Берлина, Праги, Инсбрука, Милана и многих других городов. Активнее всего проводят эту политику австрийский Nightjet, чешский RegioJet, шведский Snalltaget.
Купить билет в плацкартный вагон — значит приобрести самое доступное спальное место в поезде
Люди на нижнем и верхнем ярусе едут в одинаково приятных условиях
Рост востребованности ночных поездов автоматически увеличит спрос на перевозку в вагонах класса сouchette. Операторам потребуются новые решения, чтобы сделать перевозку более привлекательной для пассажиров.

Не исключено, что в богатых странах грань между плацкартом и купе будет постепенно стираться. Например, у оператора Nightjet вагоны категории liegewagen уже даже оборудуются дверями для запирания отсеков со спальными местами изнутри.

В вагоне следующей категории, schlafwagen (аналог российского вагона купе), дверь можно закрыть уже не только изнутри, но и снаружи. Кроме того, спальный отсек оборудован небольшим умывальником и системой прямой связи с проводником.

Правда, увеличение дополнительных опций, облегчающих дорогу, ведет к росту стоимости билета. У Nightjet на маршрутах стоимостью от 135 евро разница в стоимости места в вагонах liegewagen и schlafwagen составляет порядка 20 евро. Потому в странах, где население беднее, спросом будет пользоваться традиционный плацкарт, с минимумом удобств.

Отрадно, что российские дизайнеры не остались в стороне от глобального тренда и тоже готовы предложить пассажирам плацкартные вагоны следующего поколения. Начиная с 2019 года специалисты компании 2050.Lab разработали для Трансмашхолдинга три концепции вагона такого типа. В первой акцент делался на шторки и специальные места для багажа, вторая предполагала расположение полок продольным образом, третья предлагает принципиально иное размещение пассажирских мест – елочкой. В этом случае проход для пассажиров проектируется в центре вагона, а спальные места размещены слева и справа под углом к коридору и окнам. Макет вагона, где была реализована последняя концепция, презентовали совсем недавно на Транспортной неделе – 2021 в Москве. Теперь ее дорабатывают для серийного производства с учетом пожеланий заказчика и пассажиров.
Весьма вероятно, что в ближайшие несколько лет в мире будет презентовано еще много концепций организации эргономики плацкарта
Основной идеей нового плацкартного вагона стало расположение спальных мест елочкой
«Современный пассажир стремится путешествовать недорого и с необходимым уровнем комфорта. Важно, чтобы у него был выбор: уединиться в личном пространстве или пообщаться с попутчиками. Такой подход мы взяли за основу дизайн-концепции нового некупейного вагона. Основной идеей, которую мы реализовали в этом проекте, стало альтернативное расположение спальных мест елочкой, определяющее архитектуру интерьера.

В этом вагоне индивидуальные купе-капсулы располагаются в два яруса под углом и на плане образуют структуру в виде елочки. Такая компоновка позволяет включить в вагон большое количество мест — до 56.

Важно, что люди на нижнем и верхнем ярусе едут в одинаково приятных условиях. Внутри всех капсул есть все, что нужно: место для сна, стол, окно, индивидуальное освещение, собственный набор зарядных станций для гаджетов, вешалки и настенные карманы для хранения вещей. Мы старались эффективно использовать пространство вагона, поэтому, например, ниша под столом используется для размещения ног соседнего пассажира. Так мы оптимизируем пространство и обеспечиваем комфорт каждого пассажира.

Компоновка вагона задает тон в архитектуре и дизайне. При работе над этим проектом нам было необходимо при использовании минимальных средств достичь максимального эффекта и задействовать все пространство, поэтому в интерьере нет ничего лишнего. Многие элементы выполняют сразу две задачи, в частности лестница со встроенными выступами одновременно служит опорой для отдыха стоя.

При проектировании дизайна интерьера поезда именно функция определяет все формы, технологии и материалы. Так, и цветовая гамма была выбрана с точки зрения практичности использования. Интерьер выполнен в светлых тонах — в таком случае пространство кажется больше. В отдельных элементах применяли красный как яркий акцент, чтобы создать позитивное настроение. В этом цвете выполнены спальные места и подушки. Общую цветовую композицию дополняют деревянные вставки поверхности стола, металлический плинтус и поручни на лестнице.

В дизайне пассажирского вагона важно учитывать требования эргономики, безопасности, а также эффективно использовать пространство, конструкционные и отделочные материалы. Вагон должен быть недорогим в производстве и максимально удобным для пассажиров. Мы постарались смягчить все углы, а стены и другие поверхности, к которым прислоняются пассажиры, облицевали мягкими подушками для большего комфорта. Крючки для одежды, если на них нет нагрузки, сами убираются в стену с помощью микролифта — так их никто случайно не заденет и не зацепит.

В елочке спальные места стали длиннее, чем в классическом плацкарте. Появилась широкая полноценная лестница для верхнего яруса с возможностью ухватиться там, где интуитивно хочется это сделать, и пространство для отдыха стоя, что тоже важно в длительных путешествиях.

При работе над этим проектом мы намеренно использовали хорошо знакомые производству материалы, которые сейчас повсеместно применяются в серийных вагонах. Такой подход помог нам наглядно показать, что альтернативные решения в интерьере поезда возможны и с помощью уже освоенных технологий.

Но все же мы экспериментировали. Инновации заключены в компоновке спальных мест, планировке общего пространства, форме стеновых панелей».
  • Константин Таранов,
    старший дизайнер Центра промышленного
    дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»:
«Современный пассажир стремится путешествовать недорого и с необходимым уровнем комфорта. Важно, чтобы у него был выбор: уединиться в личном пространстве или пообщаться с попутчиками. Такой подход мы взяли за основу дизайн-концепции нового некупейного вагона. Основной идеей, которую мы реализовали в этом проекте, стало альтернативное расположение спальных мест елочкой, определяющее архитектуру интерьера.

В этом вагоне индивидуальные купе-капсулы располагаются в два яруса под углом и на плане образуют структуру в виде елочки. Такая компоновка позволяет включить в вагон большое количество мест — до 56.

Важно, что люди на нижнем и верхнем ярусе едут в одинаково приятных условиях. Внутри всех капсул есть все, что нужно: место для сна, стол, окно, индивидуальное освещение, собственный набор зарядных станций для гаджетов, вешалки и настенные карманы для хранения вещей. Мы старались эффективно использовать пространство вагона, поэтому, например, ниша под столом используется для размещения ног соседнего пассажира. Так мы оптимизируем пространство и обеспечиваем комфорт каждого пассажира.

Компоновка вагона задает тон в архитектуре и дизайне. При работе над этим проектом нам было необходимо при использовании минимальных средств достичь максимального эффекта и задействовать все пространство, поэтому в интерьере нет ничего лишнего. Многие элементы выполняют сразу две задачи, в частности лестница со встроенными выступами одновременно служит опорой для отдыха стоя.

При проектировании дизайна интерьера поезда именно функция определяет все формы, технологии и материалы. Так, и цветовая гамма была выбрана с точки зрения практичности использования. Интерьер выполнен в светлых тонах — в таком случае пространство кажется больше. В отдельных элементах применяли красный как яркий акцент, чтобы создать позитивное настроение. В этом цвете выполнены спальные места и подушки. Общую цветовую композицию дополняют деревянные вставки поверхности стола, металлический плинтус и поручни на лестнице.

В дизайне пассажирского вагона важно учитывать требования эргономики, безопасности, а также эффективно использовать пространство, конструкционные и отделочные материалы. Вагон должен быть недорогим в производстве и максимально удобным для пассажиров. Мы постарались смягчить все углы, а стены и другие поверхности, к которым прислоняются пассажиры, облицевали мягкими подушками для большего комфорта. Крючки для одежды, если на них нет нагрузки, сами убираются в стену с помощью микролифта — так их никто случайно не заденет и не зацепит.

В елочке спальные места стали длиннее, чем в классическом плацкарте. Появилась широкая полноценная лестница для верхнего яруса с возможностью ухватиться там, где интуитивно хочется это сделать, и пространство для отдыха стоя, что тоже важно в длительных путешествиях.

При работе над этим проектом мы намеренно использовали хорошо знакомые производству материалы, которые сейчас повсеместно применяются в серийных вагонах. Такой подход помог нам наглядно показать, что альтернативные решения в интерьере поезда возможны и с помощью уже освоенных технологий.

Но все же мы экспериментировали. Инновации заключены в компоновке спальных мест, планировке общего пространства, форме стеновых панелей».
Читать также
  • Шеф-дизайнер 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков расскажет об экотренде в дизайне поездов