Никита Рязанцев:

«Идеальные водители для оцифрованных маршрутов »
Беспилотные технологии давно перешли из разряда фантастики в разряд перспективных проектов ближайшего будущего. О том, как развитию беспилотников помогает технология цифрового двойника дороги и когда автономный транспорт станет реальностью на обычных городских маршрутах, рассказывает Никита Рязанцев, директор по информационным технологиям НИИ «МосТрансПроект», входящего в Департамент транспорта Москвы.
Фото: Алексей Антонов
Цифровые двойники дорожной сети помогают ускорить работу над созданием сети беспилотников?

Если говорить простыми словами, цифровая модель дороги — очень точная карта местности, на которой расположены абсолютно все элементы дорожно-транспортной инфра­структуры. Это светофоры, дорожные знаки и разметка, различные детекторы и камеры, здания и другие объекты.

Технология создания цифрового двойника — это поэтапная инженерная работа, в ходе которой специа­листы проводят лазерное сканирование территории. Каждому элементу присваиваются географические координаты, а затем оцифрованная среда накладывается на карту.

Такие двойники — важная технология для автономного движения транспортных средств. Они способны обеспечить комфортное и безопасное движение беспилотников по улицам города благодаря точности позиционирования — она составляет 2 мм. С такой цифровой картой беспилотник может лучше ориентироваться в пространстве и определять наличие заранее отображенных в карте препятствий на дороге. При этом система динамична, в ней можно отметить не только, например, изменение разметки, но даже поврежденный или грязный дорожный знак. По сути, цифровой двойник — это мозг беспилотного транспортного средства.
Для безопасного и бесперебойного движения беспилотникам необходимо четко определять себя в пространстве
Как работают современные беспилотники, какие технологии используют, чем одна модель отличается от другой?

Существует пять уровней автоматизации транспорта, где нулевой — это управляемое водителем транспортное средство, а пятый — движение без присутствия водителя внутри.

Беспилотники «Мос­транспроекта» используют четвертый уровень автоматизации, когда автомобиль движется с оператором на водительском сиденье, но этот человек никак не управляет автомобилем. При этом наши автомобили готовы к переходу на пятый уровень — движение без человека, но существующие законодательные нормы обязывают водителя находиться внутри любого беспилотника.

Для безопасного и бесперебойного движения беспилотникам необходимо четко определять себя в пространстве. В этом им помогают GPS-система, инерциальная система навигации и данные с лидара: беспилотник сравнивает их с цифровым двойником и определяет свое местоположение. «Видеть» и объезжать препятствия в режиме онлайн помогают технические средства контроля, установленные на беспилотном автомобиле, и разработанные алгоритмы, которые ложатся в основу управления автомобилем.

При этом в автомобиле всегда предусмотрена возможность перехода на ручное управление или автоматической остановки на случай нештатных ситуаций.
Беспилотники, обменивающиеся информацией через беспроводную сеть Интернет
Как работают современные беспилотники, какие технологии используют, чем одна модель отличается от другой?

Существует пять уровней автоматизации транспорта, где нулевой — это управляемое водителем транспортное средство, а пятый — движение без присутствия водителя внутри.

Беспилотники «Мос­транспроекта» используют четвертый уровень автоматизации, когда автомобиль движется с оператором на водительском сиденье, но этот человек никак не управляет автомобилем. При этом наши автомобили готовы к переходу на пятый уровень — движение без человека, но существующие законодательные нормы обязывают водителя находиться внутри любого беспилотника.

Для безопасного и бесперебойного движения беспилотникам необходимо четко определять себя в пространстве. В этом им помогают GPS-система, инерциальная система навигации и данные с лидара: беспилотник сравнивает их с цифровым двойником и определяет свое местоположение. «Видеть» и объезжать препятствия в режиме онлайн помогают технические средства контроля, установленные на беспилотном автомобиле, и разработанные алгоритмы, которые ложатся в основу управления автомобилем.

При этом в автомобиле всегда предусмотрена возможность перехода на ручное управление или автоматической остановки на случай нештатных ситуаций.
Беспилотник работает в любую погоду и время суток
В прошлом году вы запустили в Москве два проекта, связанных с беспилотным транспортом. Довольны ли вы результатом?

Безусловно. Первый наш проект — беспилотный паркон, автомобиль с системой фиксации нарушений правил парковки и остановки. Он уже полтора года ездит по пяти улицам в Басманном районе, патрулируя парковочные места на своем пути, и за это время проехал больше 20 тыс. км. Беспилотник работает в любую погоду и время суток и во всех случаях показывает себя отлично: за все время у нас не случалось ни одного технического сбоя.

Паркон получил аккредитацию в научном центре НАМИ, который выдает разрешения на выпуск транспортных средств на дороги общего пользования. Получив сертификат, мы застраховали беспилотник, что для России пока уникальный процесс. После этого в ГИБДД официально подтвердили, что автомобиль может ездить в беспилотном режиме, и внесли соответствующую запись в ПТС. Для аккредитации в НАМИ важно было организовать постоянный мониторинг движения беспилотника и предусмотреть возможность дистанционного отключения в случае непредвиденных обстоятельств. Мы выполнили эти требования, кнопка аварийной остановки у нас есть, но мы ни разу ей не воспользовались. Наши беспилотники оснащены видеорегистраторами, доступ к базе материалов можно получить в любой момент.

Еще один наш проект был придуман и запущен в разгар пандемии в Первой Градской больнице им. Н.И. Пирогова. С сентября 2020 года между корпусами больницы ездит беспилотник, который перевозит анализы и другие биоматериалы. Сначала это был автомобиль марки Ford, но несколько месяцев назад мы заменили его на отечественную Lada Vesta. Беспилотник работает около 8 часов каждый день и за все время перевез более 3 тыс. контейнеров с материа­лами, но самое главное, сэкономил огромное количество времени и сил медработникам, которые раньше носили контейнеры сами.

Эти беспилотники — уникальные городские проекты, созданные благодаря взаимодействию различных ведомств Департамента транспорта, университета МАДИ и РОСДОРНИИ. Это не тестирование ради тес­тирования. Для нас важно, чтобы наши модели имели социальную значимость и приносили реальную пользу.
Беспилотник, работающий в больнице имени Пирогова. Сергей Савостьянов/ТАСС
Зачем вообще нужны беспилотники? В чем их необходимость для города?

Главный плюс от массового внед­рения беспилотников — куда более безопасное движение. По нашим прогнозам, исключение человеческого фактора позволит сократить смертность на дорогах на 70–90%. В конечном счете беспилотники помогут достичь реализации стратегии Vision Zero — нулевой смертности на дорогах.

Кроме того, развитие цифровых и беспилотных технологий улучшит жизнь горожан на всех уровнях благодаря оптимизации транспортной системы. За счет возможности строить оптимальные маршруты и снижения аварийности разгрузятся дороги, а общественный транспорт будет ездить по гораздо более точному расписанию.

Помимо этого, благодаря снижению количества парковок и оптимизации дорог освободится больше пространства для благоустройства и озеленения, а сокращение расходов перевозчиков сохранит финансовую доступность транспорта.

Для горожан это означает отсутствие пробок и опозданий, удобную и экологичную городскую среду и более привлекательный облик города в целом.

Готов ли город к масштабному запуску автономного транспорта? Каким может быть переход к повсеместному использованию беспилотников?

Москва — один из немногих городов России, которые активно тестируют и готовятся к поэтапному внедрению беспилотных технологий. Город занимается оцифровкой инфра­структуры, созданием цифровых моделей дорог, участвует в создании законодательной базы для беспилотников, развивает сервисы бесперебойной связи 5G.

Безусловно, будущее за беспилотниками, однако появление их в нашей повседневной жизни — это вопрос уже следующего десятилетия. Хотя внедрение беспилотных технологий на общественном транспорте может начаться и раньше (например, на рельсовом транспорте). Более 80% трамвайных линий в столице обособлены от проезжей части, и уже сейчас Департамент транспорта совместно с компанией «Яндекс» планирует установить специальное оборудование для беспилотного движения на одном из вагонов.
Движение городских трамваев в Москве в перспективе возможно без участия водителей
На какой стадии законодательная база для развития беспилотного транспорта в России, какие документы могли бы ускорить и упростить внедрение новых технологий?

Законы в этой сфере постоянно развиваются. Уже сейчас сформировано достаточно много нормативной документации, определяющей использование беспилотных технологий. В частности, существуют постановление Правительства РФ об экспериментальном запуске беспилотников на дорогах общего пользования, указ Президента о развитии искусственного интеллекта от 2019 года, распоряжение Правительства о безопасном дорожном движении, в которое вошли и беспилотники.

Тем не менее разработка нормативной документации продолжается. Для безопасного и комфортного использования автономного транспорта необходимо определить роль беспилотника как участника дорожного движения, а также ответственность в случае ДТП — все это требует изменения законодательства, которое формировалось десятилетиями.
Развитие цифровых и беспилотных технологий улучшит жизнь горожан
Фото: Алексей Антонов