Объединяющая реальность

Технологии VR позволили не только заметно ускорить время разработки новых моделей транспортных средств и зданий, но также помогли создать наглядную и удобную в использовании цифровую доверительную среду для строителей, архитекторов и потребителей.

Виртуальность в массы

Еще совсем недавно для тестов и демонстрации сложных продуктов приходилось создавать подробные макеты интерьеров и экстерьеров транспортных средств, двигателей. Сегодня их место заняли 3D-модели. Новые возможности изменили стандарты работы промышленных предприятий. Так, по оценкам Ford, внедрение VR-систем снизило среднее время разработки модели легкового автомобиля с 42 до 24 недель. Удалось оптимизировать и затраты на последующие тесты новых продуктов. По оценкам другого автоконцерна, BMW, каждый отказ от реальных краш-тестов в пользу виртуальных экономит производителю сумму от 1 млн долл.

VR-технологии позволяют исключить не всегда сразу заметные ошибки проектировщиков, заблаговременно учесть пожелания потребителей. Так, авиакомпания All Nippon Airways (ANA), перед тем как презентовать каюты бизнес-класса своих самолетов Boeing 777-300ER, предоставила возможность оценить новую эргономику всем клиентам в виртуальной реальности.
Внедрение VR-систем снизило среднее время разработки модели легкового автомобиля с 42 до 24 недель
Железнодорожный оператор HS2 пошел еще дальше и решил привлечь пассажиров для сбора практической информации. Летом 2021 года компания сообщила, что создаст виртуальный макет новой станции в Old Oak Common на северо-западе Лондона и пригласит пассажиров протестировать новый транспортный узел.

В ходе испытаний три группы добро­вольцев наденут гарнитуры виртуальной реальности и войдут в виртуальную копию новой станции с 14 платформами. VR-оборудование оснастят технологией отслеживания взгляда для наблюдения за движениями глаз.

Пассажиры будут передвигаться по станции, чтобы добраться до места встречи, платформы или пересадочного узла, используя указатели, предусмотренные текущим дизайном.

Также пройдет дополнительная сессия для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, чтобы выяснить, какая дополнительная помощь им может потребоваться при перемещении по станции.

После тестов в систему переходов и указателей реальной станции внесут улучшения. В HS2 сообщили, что это первый в мире проект, в рамках которого технологии VR, слежения за глазами и распознавания эмоций будут использованы для облегчения передвижения пассажиров.
Виртуальная станция Old Oak Common. Фото: mediacentre.hs2.org.uk

Перезагрузка BIM

Распространение VR также позволило «оживить» развитие технологии информационного моделирования объектов (BIM). Эта концепция разрабатывалась с 1990-х, но крупные компании начали пробовать ее использовать с начала 2000-х.

BIM позволяет в режиме реального времени отображать всю существующую на текущий момент информацию об объекте: архитектурную, конструкторскую, технологическую, экономическую. Доступ получают все заинтересованные лица: дизайнеры, инженеры, финансисты, представители заказчика. Каждый из них имеет полномочия дополнять информацию, вносить коррективы.
Иными словами, BIM создает доверительную среду, которая объединяет всех участников процесса проектирования и строительства внутри одного цифрового поля. Фактически BIM — это своеобразный аналог системы блокчейн для дизайнеров и архитекторов.

Однако до поры до времени BIM оставалась невостребованной. Без адекватной визуализации проектируемого объекта вносить обновления было неудобно и ненаг­лядно. С середины 2010-х крупные инженерные компании доработали программное обеспечение и начали добавлять в BIM-среду визуальные 3D-модели. Сегодня информационное моделирование уже интегрировано со многими распространенными VR-программами.

Как следствие, можно одновременно создавать подробные цифровые модели объектов и координировать ход проекта со строителями, поставщиками материалов и прочими заинтересованными сторонами.

Спрос на BIM-моделирование растет на глазах. По данным Allied Market Research, размер рынка еще в 2019 году оценивался в относительно скромные 5,20 млрд долл., но уже к 2027 году он должен увеличиться до 15,06 млрд долл.
Распространение VR позволило «оживить» развитие технологии информационного моделирования объектов
Дизайнер создает прототип электродвигателя
  • Кирилл Вороник,
    3D-визуализатор, VR-архитектор «2050.ЛАБ»:
«Некоторые промышленные дизайнеры все еще работают по старинке и не используют VR-технологии. Но в целом в индустрии возможности, которые предоставляет виртуальная реальность, имеют все больший спрос. VR позволяет существенно ускорить работу, в первую очередь над сложными и большими объектами.

Для дизайнеров VR становится инструментом, который позволяет оценить пропорции создаваемого объекта в реальном масштабе. Например, деталь диа­метром 1 х 1 см на экране монитора воспринимается крупнее, чем в реальности.

Также VR позволил заметно упростить презентацию продукта клиентам. В очках 3D-реальности заказчик может оценить решение, понять, чего ожидать в итоге. Раньше для согласования работ приходилось делать макеты — теперь же этот этап становится проще и дешевле.

На каких-то этапах реальный прототип вообще больше не нужен, на других можно построить более простой макет, где детально проработаны только те объекты, которые интересны клиенту именно сейчас.

Это позволяет существенно сократить сроки работы. Например, создание макета одного купе с использованием всех предусмотренных дизайном материалов занимает порядка 1,5–2 месяцев, а VR-модель дизайнер построит за 2 недели. Также в компьютерную модель проще и быстрее вносить изменения.

Кроме этого, снижается и стоимость разработки. Чтобы построить прототип сложного объекта, зачастую нужно закупать дорогостоящие материалы, привлекать подрядчиков.

Технология VR в последние годы стремительно развивается, работать становится проще. Например, в современных симуляциях уже необязательно пользоваться контроллером. Вносить изменения в модель теперь можно с помощью 3D-проекции рук.

Еще один интересный тренд последних лет — активная интеграция программ дизайна и визуализации, которые позволяют «оживить» модель. Чаще всего используется программа Unreal Engine. Проекцию, которая изначально создана в дизайнерских программах CAD, буквально в один клик можно загрузить в программу визуализации для последующей работы».
Приятное дополнение
Возможности дополненной реальности (AR) пока несильно востребованы при проектировании и промышленном дизайне. Наложение новых деталей на существующие объекты не слишком эффективно и редко помогает инженерам и дизайнерам, Но постепенно ситуация будет меняться.

Осенью прошлого года железнодорожный оператор Network Rail представил мобильное приложение, которое позволяет пассажирам визуализировать заменяемые пешеходные мосты на станциях. Программу ARki разработали, чтобы позволить местным жителям предварительно ознакомиться с инфраструктурой, которая появится после постройки пешеходных мостов нового поколения.

В том же году ряд операторов ночных поездов со спальными местами выступили с похожей инициативой. Пассажиры получили возможность осмотреть интерьер салонов до запуска новых маршрутов. Чтобы изучить дизайн и обстановку новых вагонов, пользователи могут использовать AR-приложение компании для интерактивного предварительного просмотра в 3D.

Ранее при организации похожих акций лояльности компании использовали симуляции в виртуальной реальности (VR). Но часть маркетологов полагает, что предложение сравнить существующую и будущую обстановку может больше заинтересовать пассажиров. При этом возможность изучить новинки с помощью обычного смартфона поможет охватить больший круг клиентов.
КОРОТКО
  • VR-модели помогают существенно ускорить не только создание и доработку изделий, но и согласование выполненных работ с заказчиками.
  • По оценкам автоконцерна BMW, каждый отказ от реальных краш-тестов в пользу виртуальных экономит производителю сумму от 1 млн долл.
  • HS2 создаст виртуальный макет новой станции в Old Oak Common на северо-западе Лондона.
  • По данным Allied Market Research, размер рынка BIM-моделирования уже к 2027 году должен увеличиться до 15,06 млрд долл.