Механизм экологического налога уже «обкатывается» в разных странах и отраслях несколько лет. Еще в 2012 году в Европе запустили торговую систему EU ETS. Предполагалось даже обязать авиаперевозчиков приобретать квоты на эмиссию (количество парниковых газов, в пересчете на двуокись углерода (CO2), которое выделяется при изготовлении и эксплуатации продукта) парниковых газов. Проект встретил сильное сопротивление, действие системы частично приостановили. Но ETS постоянно развивалась, а на различные отрасли бизнеса накладывались дополнительные обязательства по учету эмиссий. В 2017 году в Китае также объявили о запуске национальной системы торговли квотами на выбросы углерода в области генерации электроэнергии.
«Мировой рынок карбоновых квот уже более полутора десятка лет существует в развитых странах. Однако он пока довольно мал. Выручка от продажи квот на выбросы парниковых газов в 2019 году оценивалась в 45 млрд долл.», — рассказывает аналитик ГК «ФИНАМ» Наталья Малых.
Единой цены на углерод в мире пока не существует. Наиболее значимым драйвером рынка сейчас является EU ETS. Текущая цена карбоновых квот на ней — около 25 евро за тонну СО
2 эквивалента. В целом же цены на квоты в мире, по данным World Bank Group, варьируются от 1 до 119 долл. за тонну. В странах, где выращивается больше леса, квоты дешевле. Там, где леса растет мало, но интенсивная промышленность, цены выше. Самые высокие цены фиксируются в развитых странах. В Европе страны торгуют карбоновыми квотами как на внутренних рынках, так и между собой.
«В 2020 году мировые цены на углерод находились под давлением из-за кризиса, так как деловая активность снизилась. Но это временное явление, и в долгосрочной перспективе цены вернутся к росту, так как декарбонизация (снижение выбросов углекислого газа на единицу вырабатываемой энергии) становится мейнстримом», — отмечает Наталья Малых. К 2035 году оборот этой отрасли достигнет триллионов долларов и будет превышать оборот всего нефтегазового сектора, подсчитали в компании
Ctrl2Go.