Мечты расходятся с реальностью
Объем экспорта продукции российского автопрома остается очень низким. При этом до 2025 года ставится задача увеличить его более чем в два раза. При базовом сценарии — с 94 тыс. до 240 тыс. единиц, или 4,9 млрд долл.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что за отпущенное время удвоить показатели нереально. «Амбициозные цели, конечно, ставить надо, но и реальность не стоит отбрасывать, — говорит Игорь Николаев. — В феврале 2019 года производство легковых автомобилей выросло на 7%, а продажи снизились более чем на 3%. Невозможно представить, что на фоне падающего или в лучшем случае стагнирующего производства вдруг будет расти экспорт».
Есть и другие проблемы. Эксперты отмечают, что даже с учетом господдержки стоимость отечественных машин на внешних рынках остается слишком высокой. Во многом на это влияет уровень таможенных пошлин, который в отсутствие особых договоренностей между странами снижает экономическую выгоду экспорта. Также наблюдается низкий уровень дистрибуции и сервиса.
Предприятия отечественного автопрома не спешат рассказывать, как они планируют претворять решения правительства в жизнь. Своим взглядом на развитие экспорта поделился только УАЗ. В 2018 году завод поставил за рубеж 4451 единицу, запустил локальное производство в Казахстане и открыл первые дилерские центры в Мексике, Ливане, Коста-Рике. Традиционно большая часть поставок автомобилей УАЗ идет в страны СНГ: Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Армению и прочие. Их доля сохраняется на уровне 70−75% в общем объеме экспортных поставок. «Экспортный потенциал у отечественного автопрома есть, но, как ни парадоксально, он связан с иностранными производителями, которые создали свои мощности на территории России, — считает Игорь Николаев. — Они могли бы экспортировать из страны если не автомобили в собранном варианте, то комплекты или отдельные узлы. Что же касается готовых машин, здесь потенциал ограничен».
У российских судостроителей перспективы еще более туманны. Согласно отраслевой стратегии, потенциал сосредоточен в военном кораблестроении. Гражданский сегмент ориентирован в основном на удовлетворение потребностей внутренних заказчиков. В последние годы доля экспорта продукции военного судостроения составила около 10% от объема выпуска, гражданского — лишь 2%. Основную долю в структуре экспортных поставок гражданских судов составляют танкеры смешанного «река-море» плавания дедвейтом 4–12 тыс. т, а также суда вспомогательного флота. Ключевыми торговыми партнерами отечественных предприятий являются компании Азербайджана, Казахстана, Туркмении, а также судовладельцы, работающие в акватории Каспийского бассейна.
Однако, по оценкам экспертов, этот рынок ограничен, и в перспективе даже достигнутые объемы будут падать. Экспорт относительно небольших и недорогих судов носит скорее спонтанный, нежели системный характер, и вообще он существует только из-за загруженности верфей Азиатско-Тихоокеанского региона более дорогостоящими заказами, а также удаленности и географической обособленности рынка.