Ментальная арифметика
Пионером в оценке стоимости жизненного цикла капиталоемких инвестиций выступило Министерство обороны США. В 1972 году это ведомство начало применять во всех крупных контрактах по закупке авиационного оборудования принцип проектирования в пределах заданной стоимости (design-to-cost). Примерно через 10 лет концепцию жизненного цикла начал перенимать бизнес: производители гражданских воздушных судов, энергетические, нефтяные, химические компании и железнодорожники.
В 1981 году Шведские железные дороги (SJ) приняли принципиальное решение о закупке высокоскоростных поездов для перевозки пассажиров между Стокгольмом и Гетеборгом. До этого компания более 10 лет изучала технические аспекты организации высокоскоростного сообщения. С учетом значительного объема предстоящих капитальных затрат (1,7 млрд крон, около 225 млн долл.) в качестве ключевого критерия отбора поставщиков менеджмент установил стоимость жизненного цикла. Вначале было сформировано несколько рабочих групп, занимавшихся сбором и анализом данных о надежности, ремонтопригодности, материально-техническом обеспечении, а также моделированием стоимости жизненного цикла. На основании сводного технического отчета был разработан запрос предложений. Первый этап тендера, объявленного в 1982 году, прошел неудачно: заказчик требовал от потенциальных поставщиков предоставить самостоятельный расчет стоимости жизненного цикла, но подобных компетенций у производителей не было. Вторая фаза запроса предложений завершилась в 1986 году победой компании Allmänna Svenska Elektriska AB (ASEA), которая сумела обойти порядка полутора десятков конкурентов, поскольку совместно с заказчиком длительное время изучала технологические аспекты высокоскоростного сообщения. Наработками в области оценки стоимости жизненного цикла SJ со своим партнером сознательно не поделилась.
В августе 1990 года ASEA передала заказчику первый высокоскоростной поезд X2000. Сразу после этого начался предусмотренный контрактом процесс верификации операционных расходов. Согласно контракту, фактическая стоимость обслуживания, сложившаяся в период верификации, не должна была превысить эту оценку более чем на 10%. И заказчик, и поставщик понимали, что объем гарантии, указанный в контракте, получен в результате достаточно грубого моделирования. Поэтому, помимо финансовых критериев, были зафиксированы дополнительные обязательства ASEA, такие как предельное количество критических отказов (остановка движения более чем на 15 минут) и незапланированных ремонтов, а также средняя продолжительность процедур технического обслуживания. Итоговые расчеты подтвердили, что фактические параметры соответствуют зафиксированным контрактом значениям.