© 2018–2019 Train and Brain
Фото: Li Ziheng/Xinhua via AFP/East News

10 километров в минуту

CRRC SRI представил самый быстрый Maglev в мире.
Китайский железнодорожный институт CRRC SRI выпустил с конвейера высокоскоростной поезд на магнитной подвеске, который может двигаться с максимальной скоростью 600 км/ч. Это будет самое быстрое транспортное средство данного класса в мире.

Предполагается, что поезд будет курсировать в том числе по маршруту Шэньчжэнь — Шанхай. Это расстояние (1500 км) он преодолеет за 2,5 часа. Состав может включать от двух до десяти вагонов, каждый из которых вмещает более 100 пассажиров.

Особая гордость CRRC SRI — тормозная система, над которой инженеры работали около 20 месяцев. Магнитные полюса гидромеханических тормозов, разгоняющие и останавливающие поезд, не восприимчивы к вибрации, а также могут работать при температуре от –25 до 170 °C.

Для безопасной работы модель также оборудовали автономной системой электроснабжения. Если скорость движения превышает 100 км/ч, то поезд автоматически переключается на работу от бесконтактного источника питания.

Почти вовремя

Искусственный интеллект проследит за соблюдением расписания.
Американская технологическая компания Trainfo и облачная платформа RapidDeploy предложили решение, которое позволит минимизировать задержки поездов из-за автомобильного движения и аварий на пересечениях дорог и железнодорожных путей.

Информацию о прогнозируемых заторах на переездах для аварийных служб будут собирать не только исходя из данных по геолокации, но и с помощью акустических датчиков поездов. Обрабатывать ее предполагается с помощью технологии машинного обучения.

Благодаря данным, поступающим в режиме реального времени, диспетчеры смогут направлять аварийные службы, основываясь на прогнозах о задержках на каж­дом участке.

Почти в то же время в Великобритании исследователи из Портсмутского университета предложили свой способ борьбы с задержками поездов — алгоритм автоматического прогнозирования отклонений от расписания.

Искусственный интеллект будет выявлять первопричину опоздания, определять, какие поезда отстают, и предлагать план, чтобы вернуться к утвержденному графику движения.

Мобильный пит-стоп

Deutsche Bahn ускоряет время водородной заправки.
Deutsche Bahn завершает работу над новым типом мобильной заправочной станции для водородных поездов. Она сможет полностью наполнять топливный бак локомотивов в течение 15 минут. Испытания завершатся в ближайшие месяцы, а на маршрут модель выйдет летом 2022 года.

В DB заявляют, что разработка уникальна для рынка. В настоящее время 15 минут на заправку поезда хватает, только если заливать в бак обычное дизельное топливо.

Водородная заправочная станция DB Energy создается в рамках проекта по созданию нового пригородного поезда Mireo plus H, который DB реализует совместно с Siemens Mobility. Одного мобильного пит-стопа новой модели должно будет хватать на 600 км пути.

Умная защита

Комплекс датчиков ускорит обнаружение биоугроз в метро.
Управление науки и технологий Министерства внутренней безопасности США применит новый комплекс современных устройств для определения биологических угроз в метро. В единую систему объединят датчики биодетекции нескольких типов, окружающей среды, силовое и коммуникационное оборудование. Отслеживать и анализировать поступающие данные будут в едином аналитическом центре. Испытательный стенд установили на одной станции метро в Нью-Йорке. До конца 2022 года подобное оборудование установят еще на нескольких остановках городской подземки.

Применяющаяся сейчас в некоторых крупных городах США технология биодетекции Biowatch может обнаруживать и подтверждать патогены (такие как Bacillus anthracis) с помощью анализа ДНК, который занимает до 12–36 часов. С помощью нового подхода это время предполагается улучшить до двух часов.

Кроме этого, протестируются возможности искусственного интеллекта по разработке стратегии смягчения последствий после обнаружения угрозы. Чтобы уменьшить распространение биологически опасных вирусов, система предложит план действий, таких как изменение скорости и расписания поездов, комплекс мер по фильтрации или разбрызгиванию обеззараживающих жидкостей, созданию воздушных завес.

Также должна быть минимизирована частота ложных тревог, которые сейчас считаются уязвимым местом существующих систем безопасности.

Универсальная платформа

В Нидерландах сократили время погрузки контейнеров.
Первый испытательный поезд с растениями, помещенными в некрановые контейнеры (non-cranable trailers), отправился из Тилбурга в Нидерландах на железнодорожный терминал Rzepin в Польше.

Для погрузки по данной технологии используется оцинкованная металлическая пластина-платформа. На нее размещают обычные контейнеры, а затем поднимают с помощью крана. Эта технология не требует использования погрузочной рампы. Перемещение товара может происходить прямо перед вагоном. Манипуляция длится от пяти до восьми минут, то есть время сопоставимо со скоростью обычной погрузки.

Фактически внедряемая в Нидерландах технология является усовершенствованием подхода ISU (Innovate Semi-Trailer Transhipment). В Тильбурге уже развернули 16 платформ для погрузки некрановых контейнеров. Кроме того, применение технологии одобрили в Роттердаме. В перспективе данный метод планируется применять и для погрузки двойных вагонов.

Whatsapp быстрого реагирования

Пассажирам Великобритании не потребуется предварительное бронирование помощи для посадки на поезд.
Юго-Западная железная дорога (SWR) Великобритании объявила о запуске системы Assisted Boarding Points. На платформах установят специальные точки связи для посадки на поезд. На них пассажиры смогут позвонить в специальную службу поддержки, которая будет доступна с первого до последнего поезда. Если пункт далеко, то вызов специалиста или консультация будут доступны через специальное мобильное приложение и WhatsApp.

Сотрудник оповестит охрану, чтобы запрашиваемую услугу оказали по прибытии поезда.

О своем желании воспользоваться сервисом достаточно будет уведомить за 10 минут. Клиентам потребуется предоставить информацию о своей станции отправления, пункте назначения и типе помощи, в которой они нуждаются, например, можно будет заказать пандус для инвалидных колясок, содействие при посадке на поезд из-за нарушения зрения, ограниченной подвижности или травмы.

Пока система в тестовом режиме работает на шести станциях. В ближайшем будущем SWR обещают внедрить ее на всех 417 платформах, находящихся в управлении.

Эволюция печи

Энергию микроволн можно будет применять для космических полетов.

Исследователи из Университета Цукуба в Японии продемонстрировали беспроводную передачу энергии с помощью микроволн. Им удалось удержать в воздухе свободно парящего дрона, используя двигательную установку с микроволновой печью. Аппарат команды весил около 0,4 кг и 30 секунд зависал на высоте 0,8 м над источником энергии.
Предыдущие эксперименты такого рода проводились несколько десятилетий назад, но тогда использовались в основном микроволны низкой частоты в несколько гигагерц. Передача энергии усиливается по мере увеличения рабочей частоты, поэтому команда из Японии использовала микроволны с частотой 28 ГГц.

Общая эффективность передачи энергии, зафиксированная в ходе эксперимента, составила 0,43%. Чтобы еще улучшить результат, исследователи планируют доработать механизм управления микроволновым лучом. Если дальнейшие эксперименты подтвердят правоту ученых, технология может получить широкое распространение. В частности, учитывая высокие потребности в топливе на борту обычных двигателей, ракетная силовая установка на микроволновой тяге потенциально должна стать эффективным способом запуска ракет на орбиту.

Тихий час

Новые шумоподавляющие панели будут в четыре-шесть раз легче аналогов.
Ученые из университетов Сассекса и Бристоля представили новую технологию шумоподавляющих экранов Sonoblind. Несколько лет назад они уже демонстрировали панель из слоя метаматериалов, состоящую из 16 разновидностей небольших 3D-ячеек. Каждая из них направляла звук в разные точки. Как следствие, подобрав панель с правильной конфигурацией ячеек, входящие волны можно было преобразовать в акустическое поле любой формы, вплоть до полного подавления вибрации.

Например, для создания наушников с шумоподавлением, работающим на небольшой площади и на одной частоте, достаточно было просто использовать вместе ячейки двух типов: одна отведет звук под необходимым градусом, а другая не даст ему вернуться.

Поначалу возможности новых панелей были ограничены, поскольку ячейки были моночастотными. Но в этом году ученые доработали технологию и научились создавать панели с различной полосой пропускания и блокирования звуков.

Использовать новые шумоподавляющие щиты, оборудованные специальными ячейками, можно будет как на больших просторах, то есть вдоль автострад и железнодорожных путей, так и в закрытых помещениях, например, в домах и госпиталях.

Предварительно доказано, что эффективность новых экранов будет как минимум такой же у современных шумоподавляющих листов, но их вес окажется меньше в четыре-шесть раз.

В ближайшее время в больницах Великобритании начнутся испытания, призванные оценить качество блокировки звука новыми панелями в загруженных палатах.
Фото: Stuart Robinson/University of Sussex