Полностью перейти от планово-предупредительного ремонта локомотива к ремонту по фактическому состоянию нигде в мире пока не удалось, но многие к этому стремятся. Для реализации новой модели обслуживания техники нужны автоматизированные системы диагностики тягового подвижного состава, и они постепенно входят в практику. Локомотив еще в пути, а в депо уже расшифровали данные бортовой микропроцессорной системы управления (МСУ), которая по данным подключенных к ней датчиков контролирует техническое состояние машины.
В перспективе из диспетчерского центра управления движением поездов каждому локомотиву будет передаваться индивидуальное расписание движения, оптимально рассчитанное на текущий объем перевозок. А МСУ сама принимает решение, как ехать, где ускориться, а где притормозить. Локомотив самостоятельно выбирает оптимальный режим движения с учетом продольной динамики поезда, системы безопасности и экономии энергии. Осуществить такой сценарий позволяет развитие функциональности бортовых компьютеров и микропроцессорных систем управления. Эта инновационная технология получила название «Умный локомотив»: бортовая электроника управляет тягой поезда, контролирует режим ведения поезда, защищает от опасных режимов эксплуатации, контролирует техническое состояние локомотива, обеспечивает безопасность движения. Как следствие, создаются предпосылки для перспективной системы технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Сейчас примерно треть всего парка локомотивов на сети РЖД оборудована микропроцессорными системами управления. Машины со стажем дополнительно оснащаются системой управления тягой (автоведения), которая одновременно служит инструментом диагностики. Например, все локомотивы на Байкало-Амурской магистрали оборудованы датчиками, контролирующими расход топлива, — одновременно это и источник информации о техническом состоянии локомотива. В депо Карасук внедрена система автоведения поездов, показатели которой сервисные службы используют для предварительной диагностики. Локомотивы в среднем эксплуатируются по 40 лет, так что до повсеместного распространения «интеллекта» еще далеко. Но, по крайней мере, все новые локомотивы сразу оборудуются микропроцессорной системой управления, а задача ученых — совместно с заводами-изготовителями прописывать все более совершенные компьютерные программы.
Поднять управление локомотивным комплексом на новый, высокотехнологичный уровень позволяет проект «Цифровое депо», который предполагает активное внедрение компьютерной техники и автоматизацию всего ремонтного процесса. «Цифровое депо» использует технологию «Интернета вещей», когда объект управления оснащается датчиками температуры, давления, освещенности и другими и по их показаниям происходит управление инфраструктурой. Например, в выходные или ночью можно понизить температуру в цехах, а перед началом смены — нагреть помещения. Также можно отслеживать загруженность станков, закрытие ворот зимой и многое другое. Со временем весь рутинный труд в «Цифровом депо» должен отойти от человека к компьютеру.