КРУТО, НО ДОРОГО
Как внедрять инновации и не разориться:
восемь практических советов

Одним из распространенных возражений при внедрении инноваций является цена. Чем крупнее предприятие, тем больше инвестиций потребуется на модернизацию. Но игра стоит свеч, если подойти к делу основательно. Мы собрали восемь полезных советов, следуя которым компания сможет выжать из инноваций максимум.
  • МИХАИЛ БАЛАКШИН
    Партнер «ЭКОПСИ Консалтинг», руководитель Industry Consulting Ecopsy
  • КСЕНИЯ БАГИНЯН
    Партнер EY, руководитель направления по оказанию услуг предприятиям промышленного производства и горнодобывающим компаниям в СНГ
  • ЮРИЙ ПУХА
    Партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий
    и СМИ PwC в России
01
Не гоняйся за модой — просто будь собой

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ —
УЖЕ ПОЛОВИНА УСПЕХА

Сегодня многие экспериментируют с очками дополненной реальности, пытаются применить блокчейн к управлению данными, внедряют ботов, 3D-печать и прочие новинки. Компании хватаются за самые модные и дорогие технологии, упуская более простые и продуктивные решения. Эксперты рекомендуют структурировать процесс генерации и оценки инновационных идей. Прежде всего это должны быть понятные бизнес-инициативы, которые принесут измеримый результат применительно к конкретной сфере деятельности. Иными словами, то, что подходит одному предприятию, может быть абсолютно бесполезным для другого, и наоборот.

Михаил Балакшин
«80% реальных эффектов лежат в 20% наиболее простых инноваций. Необходимо разделять то, что ярко звучит, от того, что действительно необходимо. Для сортировки идей можно использовать подход, известный как «хайп-цикл», введенный Gartner. Все решения проходят пик завышенных ожиданий, когда ими, казалось бы, занимаются все. Но через некоторое время наступает разочарование, после которого возникает реально эффективное использование технологий. Что примечательно, это характерно как для технологических, так и для организационных, управленческих инноваций. Помните: максимальный эффект в короткие сроки дадут только проверенные решения, четко сфокусированные на главных проблемах предприятия».
02
Успех — от слова «успеть»
ОЦЕНИТЕ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ИННОВАЦИЙ
Эффективность реализации решения определяется согласованностью действий всех исполнителей и зависит от своевременного обеспечения необходимыми ресурсами. Важно не опоздать, чтобы потом не пришлось нагонять конкурентов. Но и торопиться с вложением инвестиций в сырой продукт тоже не стоит.

Ксения Багинян
«Российские предприятия не спешат глобально и активно инвестировать в цифровизацию и роботизацию своих производств. Возможно, это объясняется недостаточным знанием направлений развития рынка и неуверенностью: стоит ли инвестировать сегодня с риском устаревания технологий через 5–10 лет или лучше подождать и внедрить еще более продвинутые и уникальные решения. Сидеть сложа руки не стоит, старайтесь глубже узнать современные тенденции применительно к своему бизнесу, наймите грамотного консультанта, который взвесит все за и против внедрения тех или иных решений».
03
Не будь белой вороной
НУЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
И БЫТЬ В ТРЕНДЕ

Сегодня происходит комплексная цифровая трансформация экономики, в основе которой лежит ряд фундаментальных технологических достижений последних лет. Чтобы повышать конкурентоспособность своей компании, нужно проникнуться философией Индустрии 4.0 и активно внедрять инновационные технологии. Те, кто не пользуется новыми возможностями, безнадежно устаревают и в конце концов останутся за бортом.

Юрий Пуха
«Цифровизация способствует резкому повышению производительности. Тем, кто следует философии Индустрии 4.0, больше не приходится выбирать между увеличением валовой выручки и ростом прибыли — они могут улучшать оба показателя одновременно. Тотальная цифровизация приведет к формированию новой конкурентной среды и коренным изменениям в традиционных отраслях, включая машиностроение. Первопроходцы, которые инвестируют в IТ, получают явное конкурентное преимущество перед остальными».
04
Реально, а не формально
ЕСЛИ РЕШИЛИ ВСТАТЬ НА ПУТЬ ИННОВАЦИЙ, НЕ СВОРАЧИВАЙТЕ
В поисках новых методов работы нужно фокусироваться не на красивой идее как таковой, а на ее практической реализации и тиражировании, особенно если уже вложены материальные и иные ресурсы. Нет никакого смысла в том, чтобы принять инновационную стратегию, но не следовать ей или внедрять только частично спустя рукава. Формальное отношение к делу — это упущенные возможности.

Михаил Балакшин
«Приведу пример из практики. В одной компании решали вопрос повышения производительности труда. Оказалось, что линейный персонал во время диа­гностики оборудования при техническом обслуживании тратит впустую 22% времени на бумажки: сначала пишет для себя, потом — «на чистовик», потом один относит другому, который переписывает. Очевидное решение — использовать чек-листы на планшетах с автоматической передачей данных. Пошли обсуждать с топ-командой. Оказывается, у главного инженера уже год тянется проект со «Сколково» по внедрению планшетов. Мы обрадовались и обратились к указанным специалистам. Выяснилось, что они уже полгода ничего не делают и уверены, что проект заглох. К сожалению, это не особый случай. Многие решения остаются красивой презентацией для выступлений на конференции, ими можно похвастаться, но при этом до тиража на производстве они не доходят. Компании очень плохо управляют проектами. Даже если решение принято, то внедрение «по приказу» его дискредитирует».
05
Качество, а не количество
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРЕННИХ КОНКУРСОВ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НУЖНО МОТИВИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ НА БОЛЕЕ ГЛУБОКУЮ
ПРОРАБОТКУ ИДЕЙ

Сейчас многие крупные предприятия открывают так называемые фабрики идеи, куда все сотрудники могут обратиться со своими предложениями по повышению эффективности тех или иных производственных процессов. Эту работу важно правильно организовать и не превратить ее в обычную гонку за количеством идей. Чтобы отделять зерна от плевел, нужно уделять пристальное внимание независимой экспертизе. После выбора перспективных предложений следует создать условия для дальнейшей проработки и внедрения новых решений, поощрять работу в командах.

Ксения Багинян
«Человеческая природа устроена так, что он всегда стремится, с одной стороны, к совершенствованию, а с другой — к спокойствию и стабильности. Если эти два аспекта сочетаются сбалансированно, то сотрудники начинают работать на улучшение собственных показателей, у них появляется желание делать свою работу быстрее и качественнее. Важно поддерживать их в этом устремлении и обязательно давать обратную связь, создавать условия для появления и развития новых идей. Люди должны видеть, что их предложения не остаются без внимания».
06
Взрыхляем почву
ПОДГОТОВЬТЕ КОЛЛЕКТИВ К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ
Для того чтобы масштабные изменения дали ожидаемый эффект, необходимо провести подготовительную работу с персоналом, так как не каждый готов постоянно учиться и совершенствоваться. Зачастую требуется объяснить, какие преимущества получат работники. Обязательно создать систему поддержки на местах, чтобы освоение инновационных методов работы проходило гладко и успешно. Не обойтись и без дополнительного обучения сотрудников.

Юрий Пуха
«Основная трудность при инновационных преобразованиях — это не выбор правильных технологий, а неразвитость цифровой культуры и дефицит соответствующих специалистов в компаниях. Этот вывод подтверждается и результатами исследования Digital IQ, в рамках которого PwC уже десять лет изучает, как предприятия различных отраслей могут извлекать пользу из инвестиций в цифровые технологии и системы. Вложение средств в нужные технологии имеет большое значение, однако в конечном счете успешность трансформации будет зависеть не от специальных датчиков, алгоритмов или инструментов аналитики, а от более широкого набора факторов, связанных с людьми. Промышленным компаниям необходимо создавать условия для распространения цифровой культуры и обеспечивать прямую заинтересованность в успешной трансформации со стороны высшего руководства».
07
Прокачайся в проектном управлении
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НУЖДАЕТСЯ В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ
Для работы с внутренними инновациями, которые генерируются внутри компании, подойдут продуктовые лаборатории и инкубаторы. Инновации, заимствованные из внешней среды, лучше внедрять с помощью акселераторов, обеспечивающих менторскую поддержку инициатив на ранней стадии, либо венчурных фондов, которые финансируют проекты на более зрелых стадиях их развития.

Михаил Балакшин
«Можно выделить три основных подхода к управлению проектами.

Первый, самый консервативный, — создание центра администрирования проектов, который возьмет на себя функции консолидации инициатив по компании, отслеживания их статуса и непротиворечивости.

Второй, более продвинутый, — открытие центра реализации проектов, в котором консолидируется управление идеями. Это уже единый методологический центр, который помогает профильным подразделениям в реализации инноваций и принимает по ним решения.

Наиболее серьезный подход — образование центра управления эффективностью и инновационным развитием. Это орган стратегического развития компании, который консолидирует в себе реализацию ключевых инициатив, фокусируясь на долгосрочных задачах максимизации прибыли».

08
Эффект синергии
НАИЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ДОСТИГАЕТСЯ
ПРИ ОДНОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Этот совет является логическим продолжением предыдущего. Практика показывает, что модернизация производственной базы должна сопровождаться организационными изменениями. Частично это связано с корректировкой штатного расписания и функционала сотрудников. Понятно, что автоматизация и роботизация высвобождает рабочую силу. Но потенциал сотрудников можно направить в иное русло: исключить дублирование функций, дополнительно обучить людей работе с более сложным оборудованием, усилить аналитическую работу с данными автоматизированных систем.

Михаил Балакшин
«Главный вызов — это не столько правильно подобранное решение, сколько изменение организации работы и формирование новых привычек у людей. Для этого можно опираться на модель Industry Consulting Ecopsy «3х3» (модель формирования новых привычек), где каждый упущенный элемент будет означать провал решения. Три ключевые задачи топ-команды: сформировать правильное отношение персонала к изменениям, обеспечить необходимое понимание инноваций, снять организационные и инфраструктурные барьеры».