© 2018–2019 Train and Brain

ДОМ НА КОЛЕСАХ

Эпидемия COVID-19 заметно увеличила спрос на приватность, безопасность в дороге. Она закрепит тенденции, которые наблюдаются в промышленном дизайне последних лет. Вагоны поездов станут эргономичными, но одновременно будут оберегать личное пространство пассажиров от нежелательного общения с соседями, чтобы путешественники чувствовали себя надежно, как дома.
Дом на колесах
Эпидемия COVID-19 заметно увеличила спрос на приватность, безопасность в дороге. Она закрепит тенденции, которые наблюдаются в промышленном дизайне последних лет. Вагоны поездов станут эргономичными, но одновременно будут оберегать личное пространство пассажиров от нежелательного общения с соседями, чтобы путешественники чувствовали себя надежно, как дома.
Уничтожая бактерии
В этом году транспортная сфера одной из первых откликнулась на новые вызовы, спровоцированные эпидемиологической обстановкой. Вагон поезда — закрытое пространство с непрекращающимся потоком людей.

Обработка пространства в вагонах не стала серьезной проблемой. В поездах широко применяются материалы с антибактериальными свойствами. Ведь вирусные и бактериальные инфекции существовали всегда, как и сезонные вспышки гриппа. Например, обеззараживающие ультрафиолетовые лампы устанавливают во всех вагонах Трансмашхолдинга (ТМХ) с 2010 года. «Технологии, которые в период пандемии оказались на переднем плане, актуальны уже очень давно», — подтверждает доцент кафедры «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С.Г. Строганова, дизайнер Рейхане Нури. По ее словам, в транспорте должны применяться материалы, которые хорошо переносят обработку дезинфицирующими средствами и имеют стойкость к УФ-излучению, либо активируют под его воздействием дополнительные обеззараживающие свойства. Речь идет, в частности, о специальном покрытии поручней, пропитке или составе материалов обивки кресел. «Такие материалы могут обеспечивать дезинфекцию не только на стоянке в депо, но и в момент эксплуатации транспорта», — отмечает Рейхане Нури.
Кварцевые лампы обеззараживают вагоны Московского метрополитена
«Современные облицовочные материалы обладают антибактериальными свойствами и будут применяться при производстве новых пассажирских вагонов», — сообщила руководитель управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта компании «Трансмашхолдинг» Валерия Шарафутдинова.

Прототип нового плацкартного вагона Федеральная пассажирская компания и ТМХ презентовали в октябре. Его собрали на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в ТМХ). Две недели вагон демонстрировали на площади Павелецкого вокзала, собирая мнения и замечания посетителей.

Первый опытный состав с новыми вагонами может быть запущен уже во второй половине 2021 года. Предусмотрены современные технические решения, которые позволяют сделать путешествие безопасным. Вагоны оснащены системой обеззараживания воздуха: внутри вентиляционных каналов находятся бактерицидные ультрафиолетовые лампы. Реализованы и дополнительные функции по дезинфекции туалетных помещений и душа. В них УФ-лампы включаются после каждого посещения — датчики движения и объема определяют, когда в помещении никого нет. Кроме того, в вагоне есть система непрерывного обеззараживания воды с помощью амальгамной бактерицидной ультрафиолетовой лампы и пурифайеры (аппараты для раздачи пассажирам горячей и холодной воды с дополнительным обеззараживанием перед подачей в кран).
Обеззараживающие ультрафиолетовые
лампы устанавливают
во всех вагонах Трансмашхолдинга
Личное пространство
Однако просто продезинфицировать вагоны для безопасности людей недостаточно. Перед современными дизайнерами встала задача предложить рынку такие вагоны, где пассажиры по минимуму контактируют между собой. В то же время важно, чтобы безопасность была обеспечена не в ущерб эргономике, комфорту или функциональности. Ответ оказался готов практически сразу, поскольку запрос на личное пространство вполне соответствует мировым трендам, в том числе в части промышленного дизайна.

«Во всех новых проектах красной нитью проходит тренд на индивидуализацию пространства», — говорит Алексей Шаршаков, шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», разработавшего проект нового плацкартного вагона.

Представленный в октябре некупейный вагон выполнен в габарите Т, шире предыдущих моделей на 28 см и длиннее на 73 см. Длина пассажирского салона увеличилась с 16 до 18,9 м, за счет чего он вмещает больше пассажиров — от 58 до 60 человек, в зависимости от используемых опций. Главная идея модульного плацкартного вагона заключается в том, чтобы обеспечить пассажиру автономное пространство и исключить вынужденное общение с попутчиками. «Этот замысел появился еще до пандемии COVID-19, но в свете последних мировых событий заиграл по-новому», — подтверждает Алексей Шаршаков. Полки нового вагона оборудованы шторками, отгораживающими пассажира от окружающего пространства. Посреди отсека, между расположенными друг напротив друга полками, находится шкаф. Он используется для хранения багажа и способствует еще большей индивидуализации пространства и вмещает на 14% больше багажа.

Если пассажир путешествует с семьей или компанией, он может выкупать места не в одном отсеке, как это делалось раньше, а через «стенку», в которой есть специальный люк. Когда пассажиры с двух сторон откроют замки, люк отодвинется и они смогут общаться между собой. Разговор при этом будет вполне приватным — благодаря конструктиву вагона соседям не будет его слышно.
Важно, чтобы безопасность в вагоне была обеспечена не в ущерб эргономике, комфорту или функциональности
Вечные ценности
В то же время весь дизайн вагона нельзя конструировать исходя из текущей ситуации с эпидемией коронавируса. COVID-19 уйдет, и предпочтения потребителей станут более сбалансированными.

Так, по оценке Алексея Шаршакова, кому-то нравятся индивидуальные боксы, а кто-то, напротив, предпочитает видеть перед собой попутчиков. Мнения делятся примерно 50/50. Нужно искать компромисс. Поэтому презентованный в октябре некупейный вагон предоставляет возможности для обеих категорий пассажиров. В вагоне был также представлен традиционный тип плацкарта, где шкаф посередине отсутствует и пассажиры могут видеть людей напротив.

Кроме того, в России в отличие от Европы или Китая, где большинство маршрутов длятся не дольше нескольких часов, традиционны поездки длительностью несколько дней.

Поэтому важно, что пассажиры обновленного плацкарта получили дополнительное пространство. Длина спального места увеличилась на 15 см и теперь составляет 188 см. На нем могут комфортно расположиться люди с ростом выше среднего. А для боковых полок увеличена еще и ширина — с 56 до 59 см. Проход в вагоне тоже стал шире и теперь составляет 68 см.
В новом вагоне создан одинаковый уровень комфорта для пассажиров верхних и нижних полок. Освещенность, интенсивность вентиляции, наличие дополнительных конструктивных элементов (шкафов, полок, откидных столиков) для всех типов мест примерно одинаковы. На верхних полках пассажир теперь может ехать сидя: его спина полностью вытягивается вертикально, потому что сверху не давит багажная полка. На верхние полки ведут полноценные, а не складывающиеся лестницы с широкими, насколько возможно, ступенями — 60 мм.

В каждой единице состава (сцепке из двух вагонов) есть купе проводника, душ и отдельно два туалета вместо совмещенного санузла. Предусмотрены место для вендингового автомата со снеками и кофемашина, остается пространство для переговоров или кухня, где проводник будет разогревать еду, которую затем развозить по салону аналогично тому, как это происходит в самолете. На месте купе для отдыха или кухни возможно разместить багажное отделение для крупногабаритных или длинномерных вещей.

Важно, что число вариантов вагонов, среди которых пассажир сможет выбрать наиболее подходящий, будет увеличиваться. Представленный концепт модульного вагона — это часть «триптиха». В работе у Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» есть еще две концепции вагона, которые тоже будут представлены пассажирам для выбора.
КОРОТКО
  • Современные облицовочные материалы обладают антибактериальными свойствами и будут применяться при производстве новых пассажирских вагонов.
  • Прототип нового плацкартного вагона Федеральная пассажирская компания и ТМХ презентовали в октябре.
  • Новый некупейный вагон шире предыдущих моделей на 28 см и длиннее на 73 см. Длина пассажирского салона увеличилась с 16 до 18,9 м, за счет чего он вмещает больше пассажиров – от 58 до 60 человек.
  • Длина спального места в новом вагоне увеличилась на 15 см и теперь составляет 188 см
Читать также
  • Шеф-дизайнер 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков расскажет об экотренде в дизайне поездов